![]()  | 
	
		 | 
| 
		 
			 
			#1  
			
			
			
			
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
			
			Территория, известная в настоящее время как Латвия, была населена с 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	девятого тысячелетия до нашей эры. В первой половине второго тысячелетия до нашей эры появились прото-балты или первые балтийские народы. Они были предками латышского народа. К тому времени, когда прото-балты появились на восточном побережье Балтийского моря, эта территория уже давно была заселена древними финнами. Их считают предшественниками современных эстонцев, финнов и ливов.  | 
| 
		 
			 
			#2  
			
			
			
			
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
			
			В начале нашей эры территория, известная в настоящее время как Латвия, 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	славилась как место пересечения торговых путей. Знаменитый ‘путь из варяг в греки‘, упоминаемый в древних летописях, простирался от Скандинавии через территорию Латвии по реке Даугава к древней Руси и Византийской Империи. Балты того времени принимали активное участие в этой торговле. На всем европейском континенте Латвия была известна как место добычи янтаря. В средние века во многих местах янтарь ценился выше, чем золото. Слава о янтаре с восточного побережья Балтийского моря распространялась до Древней Греции и Римской Империи.  | 
| 
		 
			 
			#3  
			
			
			
			
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
			
			В 900-ые годы нашей эры древние балты стали создавать племенные союзы 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	(родовые общины). Постепенно были образованы четыре независимых племенных союза: курши, латгалы, селы, земгалы (kursi, latgali, seli и zemgali). Самым крупным из них было племя латгалов, которые были наиболее развиты в общественно-политическом отношении.  | 
| 
		 
			 
			#4  
			
			
			
			
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
			
			В 12-13 веках курши были воинственными людьми, совершавшими набеги и 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	грабежи в соседских странах. Они проживали на западном побережье Балтийского моря и были известны как ‘балтийские викинги’. Их современники, проживающие на территории, удаленной от моря (в глубине страны), латгалы, селы и земгалы были миролюбивыми и зажиточными земледельцами. Латгалы имели самые развитые государственные образования (civitates - в древних латинских рукописях): Очела (Atzele), Ерсика (Jersika), Кокнесе (Koknese) и Талава (Talava).  | 
| 
		 
			 
			#5  
			
			
			
			
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
			
			Большинство людей занималось земледелием и разнообразило свое питание 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	тем, что удавалось добыть во время охоты, рыболовства и разведения пчел. Курши, латгалы, селы и земгалы говорили на балтийских языках, которые относятся к индоевропейской языковой семье. Ливы (libiesi), говорившие на языке, принадлежащем к финно-угорской группе, и проживавшие на территории, прилегавшей к сегодняшнему Рижскому заливу, были уникальны с лингвистической точки зрения по сравнению с другими народами, населявшими Балтийский регион.  | 
| 
		 
			 
			#6  
			
			
			
			
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
			
			Древние латыши верили в Отца Небесного, которого называли Dievs (Бог). 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	Слово Dievs имеет индоевропейское происхождение, так как похожие слова можно найти в других языках индоевропейской семьи (Dyaus – на индоарийском языке, Zeus – на греческом языке, Deus – на латинском языке, и т.п.) Были также и другие мифологические образы, например: Perkons (Гром), Dieva deli (сыны Божии), Laima (Богиня судьбы или рока) и другие божества, в основном материнские образы — женщины-покровительницы какого-либо рода деятельности или места (Мать моря, Мать леса и др.)  | 
| 
		 
			 
			#7  
			
			
			
			
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
			
			Одним из самых могущественных богов считался Бог грозы - Перконс 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	(Перун) (Perkons), который проливал на землю живительный дождь и очищал ее от сил зла. Перконс (Perkons) изображался в виде сурового бородатого крепко сложенного мужчины, пересекающего небо на огненной колеснице, запряженной быстрыми лошадьми, или верхом на огненном коне. Голову его увенчивала корона из языков пламени. В одной руке он держал сверкающие молнии, в другой - тяжелый каменный топор. Исторические источники и балтийский фольклор сохранил до наших дней имена и функции около 200 балтийских богов и богинь.  | 
| 
		 
			 
			#8  
			
			
			
			
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
			
			Письменные источники 13-го века содержат имена некоторых самых крупных 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	предводителей и королей балтийских и финно-угорских племен: Ламекинс (Lamekins) - у куршей, Таливалдис (Talivaldis) – у латгалов, Намейс (Namejs) (Nameisis) и Виестартс (Viestarts) – у земгалов, а также Ако (Ako) и Каупо (Kaupo) – у ливов. Наиболее известным был земгальский предводитель Намейс, почти мистическая личность в современной латышской литературе. В 1286 году он возглавил значительный военный поход объединенных балтийских племен против вторгшихся немецких войск, известных как военная организация немецких рыцарей - Ливонский Орден (Fratres militiae Christi de Livonia).  | 
| 
		 
			 
			#9  
			
			
			
			
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
			
			Институт Латвии 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	Разрешается бесплатное копирование данного справочного материала с домашней страницы Института Латвии, распространение и ссылки при условии, что в качестве источника указывается Институт Латвии. Институт Латвии содействует распространению знаний о Латвии за рубежом. Институт выпускает издания на различных языках по многим аспектам, имеющим отношение к Латвии.  |