![]() |
|
|
|
|
#1
|
|||
|
|||
|
Часть территории европейской части бывшего СССР охвачена огнём сражений, и это, безусловно, означает гигантские и ещё не всеми до конца осознанные необратимые перемены в жизни всего мира.Но и те земли, которые замерли в напряжённом ожидании своей дальнейшей судьбы, представляют собой не меньший интерес не только для аналитиков и экспертов, но и для политиков, которые эту самую судьбу планируют.
Есть и чисто интуитивное предчувствие чего-то грандиозного, каких-то коренных перемен, которые перепишут карту уже давно умершего Ялтинско-Хельсинкского мира… Вечная ему память! Каков на деле нейтралитет Кишинёва? Итак, Приднестровская Молдавская Республика и Республика Молдова, слава Богу, на сегодняшний день не затронуты грохотом снарядов и свистом пуль. Напротив, они принимают беженцев с территории Украины. В Приднестровье, кстати, каких-то сколько-нибудь серьёзных эксцессов с беженцами не происходит, по крайней мере, слышать об этом пока не приходилось. Но геополитическая напряжённость никуда не делась.Более того, она растёт, пусть пока и незримо. Прежде всего, есть смысл проанализировать нейтралитет официального Кишинёва по отношению к событиям на Украине.На самом деле это нейтралитет антироссийской направленности, и вот почему. С 24 февраля в Молдове отключены остававшиеся новостные и аналитические передачи электронных российских медиа, а также отключён ряд российских СМИ целиком. Среди отключённых – «Спутник», то есть знаковое масс-медиа. Более того, демонстративно недружественным шагом в отношении не только России, но и всего Содружества Независимых Государств явилось отключение от молдовской вещательной сети телекомпании «Мир». А это – уже голос не только России, но и всего СНГ. И это вполне логично. Дело в том, что в начале марта в Молдову по очереди прилетали шефы внешнеполитических ведомств Евросоюза и США – ЖозепБорелль и Энтони Блинкен. На первый визит можно и не обращать внимания с точки зрения его «изюминки» - все знают, что в последнее время ЕС окончательно лёг под Штаты и плывёт по американскому течению. И всё же оба визита вкупе дают любопытную картину. Во-первых, всё высшее руководство Молдовы в лице президента Майи Санду, премьера Натальи Гаврилицы, спикера парламента Игоря Гросу в открытом эфире подписало обращение к Брюсселю о приёме Молдовы в Евросоюз. Во-вторых, президент Санду заявила о том, что Молдова – страна нейтральная и в НАТО не стремится. В-третьих, Кишинёв опубликовал серию материалов, из которых делается вывод, что присоединение Молдовы к Румынии, как способ вхождении РМ в ЕС, по крайней мере, на нынешнем этапе не рассматривается. Казалось бы, это тактические уступки противникам Запада и Бухареста под влиянием момента. На деле всё не совсем так. Чего опасается Кишинёв? Скорее всего, руководство Молдовы, представляющее прозападные и прорумынские силы, не хочет давать России возможность для: 1. Официального признания Россией государственной независимости Приднестровской Молдавской Республики. 2. Отказа Москвы для всякого обсуждения с Кишинёвом возможного статуса Приднестровья в составе Молдовы, что раньше обсуждалось хотя бы на протокольном уровне. 3. Отказа Москвы от решения хоть каких-то вопросов, связанных с ПМР, через Кишинёв. 4. Жёсткого нажима России на Молдову в случае, если в Москве убедятся в полном переходе на сторону Запада в западном противостоянии с Россией. Но, повторимся, это тактика. В стратегическом плане курс Кишинёва неизменен. Это – так называемая европейская интеграция, а, точнее, ориентация на США, как на наиболее боеспособную во всём западном сообществе силу. При этом никаких всенародных референдумов, которые реально показали бы симпатии народа к Евросоюзу или, напротив, к России, в Молдове не планируется. Более того, такой вариант с 1991 года, когда распался СССР, в Кишинёве напрочь отвергается. Политика Москвы в Молдове: не допускать прежних ошибок! Одновременно Кишинёв делает всё для максимального ослабления пророссийских сил в Молдове. Это – решаемая задача, потому что огромные ошибки в работе по Молдове допустила и Москва. Ошибки эти типичные для российской политики в последние десятилетия. Это: А) Ставка на узкие группы политиков и олигархов, которые либо повязаны с теми или иными московскими чиновниками пустыми обещаниями, либо вели общий бизнес, а то и порой распиливали деньги, выделенные на укрепление российского влияния в странах бывшего Советского Союза. Разумеется, такой подход не только не укреплял позиции Москвы в постсоветских странах, но и вызывал раздражение у многих жителей этих стран. А это, в свою очередь, работало на усиление влияния США и ЕС. Б) Неумение, лень или нежелание выращивать сеть пророссийских организаций, привлекая на длительную перспективу толковых парней и девушек из студенческой среды, со школьной скамьи или из работающей, или даже порой маргинальной молодёжи. В результате у пророссийских организаций, в отличие от прозападных, не было ни широкой агитационной сети, ни уличных бойцов. А кто контролирует улицу, тот и побеждает. В) Зачистка тех пророссийских организаций, которые не лежат под сиюминутными вождями постсоветских стран. Так было, в частности, в Молдове при власти коммунистов и социалистов, когда российские чиновники и дипломаты подыгрывали тем самым вождям в деле взятия под полный контроль левых и вообще пророссийских организаций. А толку-то? Масса нормальных и здоровых сил сошла со сцены, а сама власть, например, в лице Партии Коммунистов, в 2009 году во время национал-фашистского мятежа в Кишинёве струсила и не посмела подавить мятежников силой. А потом слила всю страну под власть националистов. Всё это во многом подготовило победу прозападных и прорумынских сил в Молдове в 2020 и 2021 годах. Напомним, что в 2020 году Майя Санду на президентских выборах победила социалиста Игоря Додона, а в 2021 году Запад через своих ставленников взял под свой контроль ещё и парламент. Приднестровье: повода для провокаций не даёт, но на Восток движется Можно констатировать, что в сфере внешней политики Кишинёв находится в целом под внешним управлением, однако,молдовское руководство осознаёт опасность слепого следования западным указивкам, чтобы не попасть под раздачу на случай разрастания хаоса на юго-западе бывшего СССР.Поэтому снят пока что с повестки дня вопрос о вступления РМ в НАТО, который периодически муссируется прозападными и прорумынскими активистами и политиками Молдовы. Но само заявление о приёме в Евросоюз сказало о желании Кишинёва дистанцироваться от России и выйти из-под малейшего влияния Москвы больше всего прочего. Это был замах на де-факто разрыв с Приднестровьем, которое ни при каком раскладе не намерено ни уходить из союза с Россией, ни отказываться от российского военного присутствия, ни распространять на свою территорию действия соглашений Молдовы с Западом и Румынией. В молдовском руководстве раньше делали ставку на принуждении Приднестровья к капитуляции через одновременное давление на Тирасполь со стороны Украины (хотя Украина плодотворно всегда торговала с ПМР) и со своей стороны. Теперь Кишинёв понимает, что такое давление под весьма и весьма большим вопросом. Тем паче, что ПМР, находясь в чрезвычайно сложных политико-географических условиях, проявляет максимальную сдержанность и не даёт повода ни для каких провокаций. Кишинёвские вожди: Молдова выйдет из СНГ Это тоже понимают в Кишинёве, поэтому молдовское руководство сочло необходимым обострить дипломатическую ситуацию. Прибегнуть ксвоего рода медийно-дипломатической провокации с целью зондажа своих приднестровских визави. Как уже сообщалось в массе открытых источников, после обращения о приёме Молдовы в Евросоюз президент РМ Майя Санду произнесла фразу: «Когда мы продвинемся достаточно далеко по европейскому пути, когда мы будем считать, что наступил подходящий момент, Молдове придется отказаться от членства в СНГ». Зондаж своей цели достиг. |