![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
В кару небесную абхазцы сильно верят. Например, если вам надо узнать,
обманывает вас абхазец или нет, позовите его в святое место, чтобы там он повторил свои слова. Если он правду говорит, то пойдет, а если обманывает – никогда туда не пойдет, ни за что! Найдет тысячу причин, но не пойдет. С одной стороны из уважения к святым местам, но с другой стороны реально есть какие-то силы, которые четко накажут его за вранье в святом месте. Тут же в роду начнутся беды необъяснимые. Поэтому абхазцы не святотатствуют. * :-D
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#2
|
||||
|
||||
![]()
Гость может посетить любой дом по приглашению или без него. Что
касается первого случая, абхазы чтят обычай приглашения гостей. Если мимо жилища абхаза следуют люди своей дорогой, то он выходит к ним, приветствует их традиционным "Добро пожаловать!" (Бзиала шваабеит!) и просит зайти к нему: "Заверните к нам - будем хозяевами!". Эти же слова, которыми начинается сложный церемониал всякого гостеприимства, произносит он не только вблизи дома, но и в любом месте своего села, встретившись и приветствуя представителей другой общины.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#3
|
||||
|
||||
![]()
Словами "Добрый день!" (Мшыбзиа!) Гость непременно первым приветствует
хозяев. "Добро тебе видеть! Добро пожаловать!" (Бзиа убеит! Бзиала уаабе-ит!) - столь же обязательно отвечает старший, а за ним и другие старшие члены семьи. И это нечто большее, чем простая форма вежливого обращения. Ибо достаточно кому-нибудь не приветствовать положенным образом встречного, чтобы не на шутку его обидеть. Женщины, обведя рукой вокруг головы гостя, как бы магически перенося на себя его недуги, целуют его в плечо, слегка прикасаясь к нему. В этом случае и мужчина, в свою очередь, также предельно легким прикосновением целует ее в голову или в лоб. В прошлом же абхазы, как и адыги, вообще не придерживались таких широко распространенных в мире обычаев, как поцелуй, приветственное обнажение головы и рукопожатие, которые только с не очень давнего времени стали все больше входить в привычку.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#4
|
||||
|
||||
![]()
Согласно абхазским традиционным правилам поведения, не встать, когда
заходит человек, значит проявить к нему неуважение и даже в известном смысле оскорбить его. Причем встают как хозяева, так и гости при каждом появлении человека, если даже последний был уже здесь и только что вышел. Когда заходит кто-нибудь из своих молодых людей, старший не обязан вставать. Но если присутствует при этом гость, стоя встретивший появление молодого человека, то и старик приподнимается с места - не столько для молодого, сколько из-за того, что хозяин не должен сидеть, пока не сел гость.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Если вы произнесете тост за какую-нибудь из присутствующих девиц или
женщин, она обязательно пьет благодарность, а вы должны взять со стола кусочек мяса, сыра или чего-нибудь еще и подать ей. Принимая от вас кусок, она обычно делает благодарственное мановение правой рукой. Иногда к шумному, несколько опьяневшему столу чинно подойдет пришедшая из амацурты старуха-хозяйка. Тотчас поднимается тост за ее здоровье, она с достоинством отвечает, выпивает рюмку водки или бокал вина и садится за стол, принимая участие в общей беседе, но сама ничего не кушая. Все это без особых изменений наблюдается по сей день.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#6
|
||||
|
||||
![]()
Итак, собрались люди на свадебное или иное застолье. После омовения рук
и хлопотливого рассаживания гостей - строго по возрастной иерархии, вперемежку с местными почетными людьми, сидящие за столом понемногу начинают закусывать. Вскоре раздается голос, призывающий к вниманию. Воцаряется тишина. Распорядитель, которым бывает обычно кто-нибудь из уважаемых соседей, предоставляет слово хозяину или его представителю или уполномоченному. Последний, выступая от имени хозяина, громко, чтобы слышали все, приветствует гостей, коротко рассказывает о поводе встречи, передает благодарность устроителя торжества за посещение, его извинения за возможные недостатки и неудобства (абхазы имеют привычку, иногда в порядке ложной скромности, умалять и приуменьшать свои достоинства и возможности), просит всех присутствующих не спешить, оказать уважение и внимание хозяину, украсить его стол, весело провести время, поесть и попить на здоровье.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#7
|
||||
|
||||
![]()
Заканчивая, он обращается по имени к старейшему из сидящих за столом
местных жителей, предлагая приступить к делу - "приложить руки к трапезе". Старейшина, пригласив в свою очередь гостей, приступает к еде, а вслед за ним и остальные. Все это, однако, только прелюдия; во время: которой собравшиеся знакомятся друг с другом, закусывают и пьют - в основном водку и коньяк - за встречу. Она длится обычно до тех пор, пока не будут поданы основные блюда - горячая мамалыга, вареное мясо и местное виноградное вино. Поэтому главный акт застолья еще впереди. Он также начинается принятием одного-двух (опять-таки предварительных) стаканов вина за встречу. Только после этого наступает долгожданный момент - переход к главной и основной части застолья, руководимой тамадой. На видное место выходит хозяин (или же его представитель) со стаканом вина в руке. Он произносит речь во здравие избираемого руководителя стола (тамады) и опорожняет свой бокал.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#8
|
||||
|
||||
![]()
До выбора тамады или вскоре же после этого гости и хозяева публично
обмениваются сувенирами и подарками, что сопровождается соответствующими торжественными речами представителей обеих сторон. Следует также отметить, что еще до недавнего времени абхазское свадебное застолье начиналось прочувствованными словами общинного молельщика, который с сердцем и печенью жертвенного животного и стаканом вина в руках обращался к всевышнему с просьбой о даровании полного счастья молодым.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#9
|
||||
|
||||
![]()
Тамада должен обладать рядом необходимых физических и умственных
качеств. Прежде всего, опытом и знанием местных обычаев, чтобы никто из собравшихся не остался обойденным или обиженным, умением произносить заздравные тосты, выдержкой и выносливостью в отношении принятия напитков, ибо покинувший стол не может обратно возвращаться. Главной обязанностью тамады, как и всех вообще хозяев, является не столько напоить гостей, сколько оказать им все положенные знаки внимания и почести (апату рыкуцара), предусмотренные обычаем. Проявлением этого является вставание при произнесении тостов в честь старших и гостей, содержание тостов и их последовательность, определяемая возрастом, важностью гостей, степенью близости родства с хозяином и пр. Почти повсеместно у абхазов первый стакан поднимают теперь за народ, за мир и дружбу между народами, за то, чтобы не было войны. В этих высказываниях
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#10
|
||||
|
||||
![]()
простых горцев нашли своеобразное отражение мысли о решающей роли
народа в историческом процессе, о благе мира на земле. Второй тост произносится в честь новобрачных (если дело происходит на свадебном пиру), а потом пьют за их родителей, старшего гостя, бабушек и дедушек молодых, старших родственников с обеих сторон, за гостей и местных людей по старшинству, за исключением особых случаев. Например, если на пиру присутствуют родственники по линии матери жениха или невесты, то им оказывают особое 'уважение, усаживают на почетные места, а также пьют за них в числе первых и др. Причем пьющего, особенно когда приходится опорожнять вместительный рог, поддерживают возгласами "Пей до дна!" и "Ура!", "Ура!", "Ура!"
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#11
|
||||
|
||||
![]()
Но если дело происходит на свадьбе, могут собраться многие сотни людей
- близкие родственники и друзья, сослуживцы, соседи, приятели, включая большую группу с невестиной стороны, возглавляемую одним почетным и знающим местные порядки человеком. Он называется "мужчиной-дружкой" и выступает в качестве едва ли не самой главной фигуры на данной встрече, одновременно основным компаньоном и "соперником" тамады по застолью. За всех них пить в отдельности, конечно, не представляется возможным. Поэтому тамаде с помощью своих советников, находящихся рядом, приходится иногда составлять довольно длинные списки лиц, за которых (в отдельности или группами) надо обязательно поднять стакан и сказать каждому из них нужное "слово".
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#12
|
||||
|
||||
![]()
Само же слово, нелишенное, правда, некоторых стандартных, трафаретных
элементов и произносимое громким голосом в обстановке по возможности полной тишины, представляет собой от начала до конца импровизированную речь, произносимую в приподнятом торжественном духе, в которую оратор старается вложить максимум добрых пожеланий здоровья, счастья и успехов.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#13
|
||||
|
||||
![]()
гость ни при каких обстоятельствах не должен быть посажен вблизи двери
или выхода - это, в частности, и для того, чтобы он не ушел раньше времени и можно было бы задержать его подольше за столом, а главное потому, что он должен занимать свое в основном заранее определенное место среди почетных посетителей. Уйти из-за стола и вернуться обратно для дальнейшего участия в застолье считается неприличным (в крайнем случае, прежде чем снова занять место за столом, нужно вновь помыть руки). Младшим следует уходить из-за стола пораньше и в том же порядке, в каком заходили в помещение, где происходит застолье, т. е. с "хвостовой" стороны стола, а не наоборот, чтобы случайно не задеть или как-то иначе не потревожить тех, кто сидит в наиболее почетной и удобной "головной"
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#14
|
||||
|
||||
![]()
стороне. В процессе застолья "переходить" со стаканом вина к старшему
или к родственникам по материнской линии, которым обычай велит оказывать всегда особые знаки внимания, возбраняется; если приходится чокнуться, "содвинуть" стаканы, младший должен поддерживать свой бокал на более низком уровне, чем старший его товарищ по застолью, и т. п.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#15
|
||||
|
||||
![]()
Сейчас мясо подают на тарелках, а еще недавно разносили в большой
ажурной плетеной корзине (акалат), которую держали с обеих сторон двое молодых мужчин, а третий, постарше и поопытнее, который назубок зная все части тела животного, доставал соответствующий кусок и, обходя ряды сидящих, церемониально клал перед гостем, но не как попало, а, так сказать, "лицом" к нему, т. е. определенной стороной куска мяса. Каждый должен получить порцию "по чину", в противном случае можно обидеть человека. С этим связана поговорка: "Сначала взгляни на чело человека, а потом выделяй ему долю". Например, старейшему полагается преподнести полголовы, главному гостю лопатку или бедро и т. д.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#16
|
||||
|
||||
![]()
Гости, вставая из-за стола в конце трапезы, выражают хозяевам свои
добрые пожелания: "Да будете вы всегда в достатке!", "Пусть множится ваша хлеб-соль!". На это хозяин дома в свою очередь с той же обязательностью отвечает: "То, что поели и попили, пусть да пойдет вам впрок!".
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
#17
|
||||
|
||||
![]()
Наиболее ярким проявлением родовых отношений был обычай кровной мести,
который, несмотря на практику примирения кровников посредством уплаты роду убитого "цены крови", дожил до 30-х годов XX в. Обычай кровной мести был направлен на защиту личности членов рода и был обращен исключительно против представителей других родов. Преступление, совершенное внутри рода, каралось изгнанием. Право мести принадлежало ближайшим по отцовской линии родственникам убитого, а в случае их отсутствия переходило к другим родичам, в том числе и к представителям женской линии родства. Право мести переходило от отца к сыну и в отношении него не действовал принцип давности. До совершения акта мести кровник исключался из жизни общины и семьи. На женщин кровная месть не распространялась и они не имели права мстить за кровь.
__________________
Если человека кусает вампир, он становиться вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны... |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Традиции, обычаи, обряды...... | Киримова | Абхазия | 22 | 01.11.2010 13:26 |
допускаете ли Вы в мыслях,присоединение Абхазии к России?народу Абхазии можно об этом думать? | Мономах | Абхазия | 7 | 27.10.2010 01:23 |
Любимые праздники,обычаи и традиции армян, как они проходят в вашей семье? | НиНАТА | Армения | 22 | 25.10.2010 18:49 |
МОЛДАВСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ? | Виталий | Курилка | 8 | 22.10.2010 00:35 |
Азербайджан!Мы теряем свои обычаи и традиций...... | Рамиль Ш | Азербайджан | 4 | 04.01.2009 11:31 |