Особенно характерно это для магазинов сельской местности. Так, 2—3 августа в 11 проверенных магазинах Ветковского райпо нами выявлены перебои в торговле товарами по 8 из 25 социально значимых продовольственных групп, цены на которые регулируются правительством. Здесь отсутствовали в продаже мясо на кости сортового разруба, рыба живая. Хлебобулочные изделия в торговую сеть райпо поставляются лишь Ветковским хлебозаводом. Как следствие, в торговой сети отсутствуют хлеб ржаной, батоны и хлебцы из пшеничной муки по предельным отпускным ценам, которые это предприятие не выпускает. В семи из проверенных магазинов от двух дней до недели отсутствовали в продаже яйца куриные, в трех — масло растительное, еще в двух — рыба свежемороженая…
По свидетельству контролеров, сложной остается ситуация с обеспечением населения социально значимым ассортиментом молочной продукции. В том же Ветковском районе молоко в пленке по предельным розничным ценам имелось лишь в 4 из 11 проверенных торговых предприятий, в двух магазинах на момент проверки молочные изделия отсутствовали, в пяти эта продукция реализовывалась лишь по свободным отпускным ценам изготовителей (от 2960 до 4080 рублей за литр). На невозможность свободно купить в магазинах молоко, кефир и другую низкожирную (относительно дешевую) продукцию в пленке, особенно в конце рабочего дня, жалуются и жители областного центра. По информации КГК, к примеру, в одном из гомельских магазинов после 17 часов в продаже имелось только молоко в тетрапаках, тетрабриках и пластиковых бутылках по цене от 3760 до 4620 рублей. Как выяснилось, при среднедневной потребности этого магазина в более доступном по цене пастеризованном молоке в пленке в 140—160 литров фактическая отгрузка составляла от 30 до 70 процентов. Впрочем, что говорить об обеспечении социально значимым ассортиментом широкой торговой сети Гомеля, если даже в фирменных магазинах молокопереработчиков не обеспечивается постоянное наличие низкожирных видов молока и кефира в пленке, творога и сметаны.
Получается, что социально значимый ассортимент для торговых организаций установлен, однако объемы выпуска таких товаров для внутреннего рынка до производителей не доводятся, а ответственность их за невыполнение заявок торговли остается лишь декларативной. Проявлять инициативу перерабатывающие предприятия не спешат: продажи социально значимой продукции на внутреннем рынке по-прежнему убыточны, даже с учетом последнего повышения предельных отпускных цен. Тем более что на нее существует ажиотажный спрос. К слову, очередная волна шоп-ажиотажа на Гомельщине уже накрыла школьную одежду и товары школьного ассортимента. На пике этих событий остаются местные власти, которые нередко по принципу "кто во что горазд" стараются "разруливать" непростые отношения производителей и торговых организаций, разрешать вопросы обеспечения населения востребованными товарами и продукцией.
|