взгляд
То, что я вижу, формирует мойвзгляд на себя. Поэтому каж*дый, кто смотрит на то же, что и я, имеет тот же взгляд на него. Например, тот же взгляд накакой-нибудь город. Когда мы поку*паем открытки с видами этого города, то, глядя на них,вместе уз*наем наних один и тот же город. Относительно таких взглядов не ведется никаких споров, ибо ониподдаются проверке. У всех, кто смотрятна одно и то же, одни и те же взгляды.
Однако в настоящее время в слововзгляд, странным образом, вкладывается часто противоположный смысл. Тогда мы говорим о том, чтоэто вопрос взглядов, как будто взгляд — нечто субъектив*ное и не поддающеесяпроверке. В этом случае один взгляд может быть поставлен под сомнение другими взглядами. Об этомможно и дозволеноспорить. Даже если мы порой приходим к единому взгляду, это единство также остается весьма зыбким,ибо мы не пришли к единому мнению на основании чего-то отчетливо види*мого, аскорее согласились прийти к общему взгляду из тактичес*ких соображений — может быть,чтобы делать совместное дело.
Откуда приходят подобныевзгляды? Они идут от представле*ния, от взгляда на внутренний образ, сотворенный нами.Нередко такой образявляется всего лишь картиной желаемого, или фан*томом. Оно накладывается на видимую намидействительность, послечего рассматривается и преследуется как реальная возмож*ность.
Возражения нередко являютсятакими взглядами. Они служат для того, чтобы уклониться от действительности иличтобы по*лучить над нею власть. Такие взгляды и возражения называются критикойи часто противопоставляются увиденной нами дейс*твительности в качестве чего-торавноправного или даже необхо*димого. Тем самым видимая и познаваемая опытнымпутем дейс*твительность принижается и лишается возможности совместной проверки.
Наряду со взглядом извнесуществует также взгляд изнутри. Мы называем его озарением. Как взгляд, так и озарениеподдают*сяпроверке, а именно, на основании производимого им воздейс*твия. Озарение показывается нам,а не думается. В этом заключа*ется различие между истиной, принятой на веру или основанной на умозаключениях, и тойистиной, которая проявляет себя. Ис*тина, проявляющая себя, ведет к озарению. И она ведет кдействи*ям, соответствующим той истине, познаваемой опытным путем, и подчиняющимся ей.
|