ЖАЛОБА
Жалоба напоминает о чем-топрежнем и оплакивает его. В жа*лобе — и еще в большей степени в обвинении — мы желаем, чтобы что-то было другим, потому чтоему следовало бы быть не таким, каким оно было. Путем этой жалобы или этого обвинения мыот*рицаем что-либо.Мы отрицаем действительность.
В результате, этадействительность не может вызвать в нас то особенное, на что она способна. В этом случае она быланапрас*ной. В жалобеона сравнивается с чем-то, что могло бы быть дру*гим, но в действительности не было им. Поэтому этоиное и не имеетсилы, по сравнению с действительностью, которая была. Жалоба ограничивает и ослабляет,вместо того, чтобы продвигать вперед.
Совсем иначе обстоит дело с нашимодобрением и принятием действительности — такой, какой она была. Наше одобрение и принятие делает этудействительность значительной и великой для нас. Это одобрение и принятие действует какблагословение, кото*раяприводит действительность к расцвету. Через наше одобрение и принятие действительностьстановится жизненной силой, при*носящей в свое время плоды, которые примиряют нас с ней.Через наше одобрениеи принятие действительность становится для нас ценной и дорогой. * * * *
Жалоба на это — и в особенностиобвинение — действуют как проклятие. Оно парализует и заставляет засохнуть что-то внутри нас — прежде всего любовь. Вжалобе и обвинении что-то умира*ет, недостигнув зрелости. Так жалоба и обвинение оказывают*ся врагами действительности. Они враждебны и другим людям, враждебны жизни — такой, какая она есть — и враждебныБогу. Обвинение и жалоба разделяют, в то время как любовь соединяет. Вобвинении и жалобе чахнет жизнь.
Когда мы жалуемся надействительность, возлагаем ответствен*ность за то, что происходит в ней, надругих людей, и обвиняем их, также умаляется любовь и иссякает наша жизненная сила.
Порой мы, жалуясь на что-то,пытаемся изменить его, ведя против него борьбу. Но улучшаем ли мы этим действительность? Или же импульс к действиямпорождается всего лишь желани*ем, чтобы что-то было лучше, чем оно есть в действительности? В этомслучае мы впустую растрачиваем себя, но в действительности ничего не изменяем.
Если мы одобряем и принимаемдействительность, не жалуясь на нее иникого не обвиняя, эта действительность может изме-
|