БОГОРАВНЫЙ
В ветхозаветной истории Творениясказано: И сотворил Бог Адама, первого человека, по образу Своему*. Поэтому когда чело*век смотрит на себя и на другихлюдей, он видит в них образ Бо*жий. Но это также означает, что он видит Бога всебе самом. По*этому он говорит с Богом, как с человеком, и ожидает, что Богответит ему, как человек, и что Он испытывает те же чувства, что и человек. Таким образом, опытучит нас, что результат этого тек*ста в действительности абсолютно противоположен егопервона*чальномусмыслу. Опыт говорит, что это человек сотворил Бога по образу своему. Поэтому«богоподобный» вовсе не означает, что человек подобен Богу; наоборот, Бог подобен человеку.Можно было бы такжесказать, что без человека не было бы и этого Бога.
Что же мы делаем с собой, и чтосделало с нами то, что мы со*творили этого Бога по нашему образу? В Нем мы переживаем не только наши наиболее возвышенные,но и наши самые низмен*ные порывы и побуждения. Например, когда мы Его именем су*дим других, желаем им зла инадеемся, что Бог совершит над ними возмездие. Поэтому, пока мы удерживаем Его в качественашего Бога, мы лишь с трудом можем перерасти через эти порывы и на*учиться сочувствовать другимлюдям. Поэтому этот Бог не только является человечным, не* делает нас бесчеловечными.
Но разве этот Бог не есть также илюбовь? Возникает вопрос: какая любовь и какой ценой? С каким страхом и с каким трепе*том?
Болеечеловечными мы становимся без этого Бога.
|