СВОБОДА
Свобода означает, с однойстороны», «быть свободным от», а с другой— «быть свободным для».
«Быть свободным от» означаетобычно «свободным от чего-то, что стесняло, ограничивало и сдерживало нас», так что теперь, после того, как мы освободилисьот него, перед нами открылись новые возможности. Чем дальше мы развиваемся и раскрываемся, как люди, тем от большего мыосвобождаемся, в том числе и в пла*нетого, что мы можем оставить его за собой.
Поначалу эта свобода не являетсядостижением. Нередко она является следствием обстоятельств, времени и того, что она поз*воляет нам сама по себе. Так,взрослый просто благодаря тому, что он стал взрослым, освобождается от многого из того, чтобыло ему запрещено,когда он был ребенком или подростком.
Но мы также освобождаемсяблагодаря опыту и труду, благо*даря тому, что мы больше знаем и большемунаучились. Знание и опыт и связанное с этим упражнение открывают перед намипути, благодаря которым мы можем благодаря собственным навыкам и знаниям выбираться изограничивающих нас ситуаций в направ*лениибольших возможностей, чем прежде.
Но мы несвободны и связаны,прежде всего, в эмоциональном отношении, например, в отношении наших родителей и нашего происхождения, так что любовь кним и верность им удерживает нас от иного, хотя мы, благодаря нашим знаниям инавыкам, мог*ли бы легко освободиться и отделиться от них. Стать свободными вэтом плане, как правило, удается только благодаря новым жиз*ненным обстоятельствам, которыевынуждают нас к иному или открывают перед нами новые возможности, в отношениикоторых мы прежде были слепы.
Эмоциональное освобождение, илиотделение, возможно, од*нако, и вследствие озарения. Однако, в данном случае,речь, кро*ме «свободы от», шла бы еще и о«свободе для».
Но каким же именно образомобстоит дело с этой свободой для чего-то? Действительно ли мы знаем, когдарешаемся на что-либо, толкают ли нас на это наши собственные соображения и нашесво*бодное решение,которые продумали и учли все «за» и «против» и обдумали и учли также все последствия, так что мы,таким обра*зом,нашли правильное решение и свободно избрали его? Или же мы, возможно, следуем импульсу,овладевшему нами и который мы оправдываем — задним числом — при помощи размышлений, как если бы мы были все-такисвободными? Например, чувствуя
|