Да нет, Дук. Скопировала информационную часть своего поста в одной из групп на "одноклассниках":-( . Но теперь скопировала немного из Инета.
Официально военные действия на финском фронте начались с трехдневным опозданием, 25 июня, и только после того, как советская авиация провела бомбежку Хельсинки. Если бы не это обстоятельство, скорее всего, Финляндия потянула бы с объявлением войны Советскому Союзу. Ведь как обернется дело было неясно, а маленькой стране лучше держаться в стороне от смертельной схватки гигантов.
Однако жребий был брошен. Финляндия зависела от Германии решительно во всем, и Германия настоятельно требовала содействия своим военным усилиям.
Финнская армия летом 1941 методичным наступлением выдавливала части Красной Армии с территории, ранее принадлежавшей Финляндии, и уже к концу августа взяла Выборг. На линии старой границы наступление было остановлено. С тех пор активные боевые действия шли на финском фронте в основном на Севере, на подходах к Мурманску, и вели их в основном немецкие части с базами в Норвегии. Финны заняли несколько районов в Советской Карелии, но маршал Маннергейм не хотел делать ничего больше, в частности, он не хотел брать Ленинград и не хотел перерезать линию Мурманской железной дороги.
4 сентября 1941 года, в ставку Маннергейма в Миккели был направлен начальник главного штаба вооруженных сил Германии генерал Йодль. Но он и тогда получил категорический отказ об участии финнов в наступлении на Ленинград.
И дело не в том, что он пишет о таком своем решении в мемуарах - писались они после войны, когда Германия была повергнута, а Советский Союз стоял грозным победителем на всех европейских театрах войны. У нас есть доказательства достоверней, чем слова маршала - это его действия. Поздней осенью 1941 г. Финляндия начала демобилизацию старших призывных возрастов и к весне 1942-го было демобилизовано 180 000 человек - добрая половина активного состава армии. Карельский фронт был единственным направлением, с которого осажденный Ленинград не подвергался бомбардировке, "Дорога жизни" через Ладожскoе озеро могла действовать только потому, что финский фронт замер на линии довоенной границы.
|