БОГИ
Богов много. Они различаютсямежду собой. Богов много толь*ко потому, что они различаются между собой. Каждый из этих бо*гов имеет чего-то больше, ачего-то меньше, чем другие боги — или другие богини. Ибо боги различаются и по половомупризнаку.
Боги существуют для чего-то. Ониимеют определенную задачу и особую способность для решения этой задачи. Поэтому их при*зывают и используют в зависимостиот их задач и способностей. В Христианстве задачи богов взяли на себя святые. Они заняли мес*то богов, в их лице боги воскресли.
Но и Бог иудеев и христиан такжеявляется всего лишь одним из многочисленных богов. Он также имеет определеннуюзадачу и от*вечаетза определенную область. Например, за избранный народ или за своих верующих. Он такжеимеет пол. Когда он дает заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицемМоим»*, он тем самым ста*вит себя с ними на один уровень. Он может ревновать к ним только в случае, если Сам является однимиз них. То же самое касается «ис*тинного Бога». Он отличается тем, что он — истинный, истановит*ся одним измногих. Бог, познающийся в откровении, также может быть лишь одним из богов. Оннуждается в ком-то, через которого говорит, и уже тем самым демонстрирует своюограниченность.
Возникает вопрос: Что же для насв таком случае остается от Бога? Ответ:ничего.
Не следует ли нам боятьсяговорить что-либо подобное? А, собственно, почему? Следует бояться только богов. Только боги могут чувствовать, что имугрожает опасность. Именно вследствие этогоони оказываются ничтожными.
Возникает вопрос: а несуществует ли чего-то за этими богами? Чего-то,на чье место мы поставили богов?
Этого мы не знаем. Это остаетсяскрытым от нас. Но расставание с богами делает нас открытыми для этого другого.Это расставание слу*жит прежде всего делу мира. Ибо люди, в сущности,отличаются друг отдруга своими богами. Они воюют друг с другом во имя своих богов, кого бы из них они в данныймомент ни почитали особенно усердно.
Боги являются, прежде всего, богами определенныхгрупп. Без этих богов и путем расставания сними мы становимся отде*льно взятымилюдьми и можем встречаться с другими отдельными людьми, как равные с равными.Правда, тем самым мы становимся открытымидля чего-то общего для всех нас, смиренно соединяю*щего нас как раз вследствие того, что мы не можемдать ему имени.
Исход, 20, 3.
23
|