3. Просвещение и философская мысль. В Грузии всегда уделялось большое внимание просвещению. В IV веке в Фазисе действовал просветительский центр, куда приезжали учиться даже из самой Римской империи. Здесь получили образование известные философы Фемистий и его отец Евгений. Во второй половине IV века здесь творил ученый и философ, представитель царского рода Бакур. По неизвестным нам причинам Бакур жил в Восточной Римской империи. Своей творческой деятельностью он приобрел большую славу и влияние. Он был также одним из известнейших полководцев империи. Бакур прославился своей широкой образованностью, философским мышлением, справедливостью и мужеством. В V веке широкую известность приобрел философ и церковный деятель Петр Ивер. В малолетстве его отправили заложником в Византию. Он убежал из императорского дворца и прибыл в Иерусалим, где постригся в монахи. В конце концов Петр Ивер обосновался в Иерусалиме и стал епископом Маиуме. Петр Ивер пользовался большой славой и влиянием в Византии. С его именем связано основание грузинских монастырей в Палестине. Особенно возрос интерес к Петру Иверу после того, как известный грузинский ученый Шалва Нуцубидзе высказал мнение об идентичности Петра Ивера и псевдо-Дионисе Ареопагеля.
Ареопагические сочинения, которые нашли широкое распространение и были переведены на многие языки мира, оказали огромное влияние на средневековое мышление.
В VI–VII веках в Палестине занимался активной творческой деятельностью Иоане Мосхи (Месхи), автор сборника новелл «Рай».
__________________
АРМИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОРВЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НЕ ПРОРВЕТСЯ АРМИЯ СОЛДАТ
|