В Приднестровье процесс образования армии проходил в несколько иной социально-политической ситуации и на других организационных принципах и скоростях. В мировой истории бывали случаи, когда вновь созданное государство начинало свой путь по дорогам времен с войн, когда иначе оно просто не могло бы выжить на первоначальном этапе своего существования. Но в нашем случае — так ли нужна была война? А если нужна, то кому и зачем?
Еще раз напомню читателю, что уже 21 августа — 22 сентября 1989 года, когда на левом берегу Днестра бастовали в общей сложности 200 тысяч человек, то есть практически все (!) активное население региона, народ Приднестровья дал понять всем будущим политикам своим, что он— народ! — готов организоваться.
Через год, 2 сентября 1990 года, на П Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья было провозглашено создание ПМССР и выбран Верховный Совет Республики. Понимаете, о чем речь? Государство родилось! Государство!!! А государство должно быть способно, защитить себя, иначе дни его сочтены. Нужно было создавать армию. Но осознание этой необходимости пришло к лидерам Приднестровья с большим опозданием.
Знаю, как набросятся на меня «победители», с каким пафосом и душевным запалом они будут говорить о своей бурной деятельности, о бессонных ночах и подобном. Белка тоже мечется в колесе. Суетились в Приднестровье в тот год многие. Но, подчеркиваю, «революционная лень» вела многих активных деятелей на митинги, и стратегической пользы от нее было немного.
Со мной могут не согласиться те гвардейцы ПМР, которые еще со 2 ноября 1990 года держали оборону на дубоссарском направлении. Но в данном случае я говорю не о героях-приднестровцах, сдержавших здесь и на других участках нашей границы натиск превосходящих в численности, вооруженных до зубов полицейских, а о тех, кто обязан был уже с ноября прошлого, 89-го, года напрямую и очень серьезно заниматься армией республики.
Словно бы оправдываясь перед читателем, Игорь Смирнов в своей книге пишет: «До распада СССР мы и не мыслили себе, что нам придется создавать свою армию. Это просто какой-то дикостью, нелепицей нам казалось. Ведь вот же она — «непобедимая и легендарная, в боях познавшая радость побед», — тут, рядышком, за забором. Если что случится, защитит! Но постепенно приходило понимание (а острые моменты ускоряли процесс расставания с иллюзиями), что нужно создавать свою собственную армию, как бы странно это ни казалось».
Странной мне кажется эта уклончивая позиция человека, называющего Приднестровский конфликт революцией! Странной хотя бы потому, что любой революционер XX века обязан помнить назубок слова классика революционной борьбы о том, что революция только тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет себя защитить.
Руководители Кишинева, отдав 2 ноября 1990 года приказ полиции расстрелять мирных граждан Приднестровья на мосту через реку Днестр, ясно показали всему миру, что «приднестровская революция» им не нужна, что они готовы уничтожить ее любой ценой.
__________________
РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРё РЅРёРєРѕРіРґР°!!!!!
|