Об отношении абхазов к свинье
говорят хотя бы строки народной песни о
Халыбее Кайтмас -ипа, сравнивающие людей,
совершивших предательство и подлость
( амахагя) со «свинячьей лопаткой»:
«Говяжья лопатка, что пред ним положили,
оказалась свинячьей!
Материнская грудь, к которой он прикоснулся,
оказалась сучьим выменем!
Бурка, которую расстелили перед ним,
оказалась черной грязью!
Род ваш позорный, да будет носить имя –
амахагя!»
Подобное отношение абхазов к свиньям
возникло не сразу , Эвлия Челеби, например,
описывает некоторые абхазские сообщества,
как охотников на диких свиней. Постепенно, с
укоренением ислама разведение свиней
полностью искореняется .
Так, в «Редких
случаях долголетия в Абхазии» (1934)
С.Басария 145-летний Мажагв Адлейба
говорит: «Я помню, когда в Члоу, теперь в
мусульманском селе, свиней было больше,
чем сейчас кур (следует относится к
преувеличениям с известной долей критики –
авт .).
Истребление свиней началось, когда
Ахан-ипа (Сафарбей Зан-Уко) с кавалерией
прошел по Абхазии и когда высадился Омар-
паша. Паша был родом абхаз, его фамилия
Гогуа, его украли в детстве и продали туркам,
там он получил военное образование
( реальный Омар-паша по происхождению был
австрийцем, его прежнее доисламское имя
Михаэль Латош)».
|