Эх кедровники и орехи?
Оксана Ли: «Китайцам — все карты в руки. А мы «просто сидим»
«— А ведь сейчас конъюнктура самая что ни на есть благоприятная: дешевый рубль, что говорить.
— Когда мы впервые привезли в Москву очищенный орех, то очень удивились, услышав вопрос: «У вас кедровый или китайский?» Странно, не правда ли? Но если посмотреть страницы зарубежных сайтов, то можно увидеть, что наш орех называется китайским, так как перерабатывается он в Китае, и весь мир думает, что это китайский продукт. То есть китайцы вывозят сырье, чистят и завозят его в столицу уже в переработанном виде, а сегодня, учитывая курс доллара, перед ними открываются еще большие возможности на мировом рынке. Во Франции, где заключаются договоры на крупнейшие поставки продуктов из кедрового ореха, китайцам — все карты в руки. А мы «просто сидим». На сундуке с золотом.
Недавно ко мне обратились граждане КНР, попросили продать им наши этикетки, сказали, что хотят наклеивать их на свою продукцию, то есть наш товар себя зарекомендовал… Очень обидно.
— И почему сложилась такая ситуация?
— Потому что получить лицензию на экспорт производитель может только на основании договора аренды лесного участка для заготовки (закон, который, на мой взгляд, принимался в целях монополизации рынка). На последнем аукционе такие участки стоили огромных денег, неподъемных для нас. В то же время простому населению сбор ореха официально разрешен с 1 октября по 15 ноября, хотя начинается он гораздо раньше. То есть в Чугуевском районе к моменту начала сбора уже почти не осталось кедровой шишки.
— И принимают шишку, конечно же, китайцы?
— Китайцы или посредники, работающие на китайцев. Образовался целый пласт нелегалов, которые на этом зарабатывают, — заехали, купили и убежали. Буквально на днях знакомая прислала видео — стоит у дороги приемщик. Нанятая машина с русским водителем, в ней — китаец, по-русски даже не говорит, скупает орех — 110 рублей за кг. Поймают его — он откупится и продолжит свое дело. А представьте, если бы мы приехали в Китай зарабатывать подобным образом: что бы с нами было? В лучшем случае депортация.
— Ваши предложения?
— Разрешить людям собирать орех официально. Поставить законный приемный пункт. Ввести лесной билет (подобно охотничьему) на сбор урожая дикоросов (кедровой шишки), ввести квоту по сбору кедрового ореха на душу населения, а свыше нормы — тариф за кг.
Дать людям возможность зарабатывать законным путем без ущерба для леса и государства. Таким образом будет легче контролировать пребывание человека в лесу. Ведь сбор ореха для многих семей, живущих удаленно от городов Приморского края, — единственный способ заработать.
Денежные сборы от продажи «лесных билетов» могут пойти на сохранение лесов. На нашем предприятии работают ребята, окончившие ПГСХА по специальности «лесовод», «инженер-механик», и если бы мы имели в своем распоряжении арендованный лес, то частичную прибыль от аренды распределяли бы на содержание и обработку территории от вредителей.
Сейчас в этом направлении есть подвижки. Госдума разработала проект закона о легализации сбора дикоросов, и, как показал последний Лесной форум, законодатели на нашей стороне. Но сделать предстоит еще много, и хотелось бы ускорить процесс.
И не потому, чтобы мы быстрее могли зарабатывать. Ситуация в деревнях все хуже. Вот я сейчас была в одном районе, говорила с хозяином, которому нечем кормить скот. Работы нет, корма очень дорогие плюс нет техники, а косой больше чем на трех-четырех коров сена не накосить. У мясника — очередь на забой, люди избавляются от скотины. А есть такие деревни, где когда-то занимались заготовкой леса, потом лесхозы ушли, и остались жители — старики, молодежь. Например, Бельцово в 240 км от Уссурийска — там стоит разваленная двухэтажная школа, потому что при Советском Союзе в Бельцово выращивали сою, а в 90-е решили, что нас будут кормить Америка с Европой. И осталось 10 человек детей. Вот этот пенсионный закон — я не против него, если бы у людей была работа, чтобы купить хлеб и лекарства. Но с работой все хуже, и за те годы, что я езжу по Приморью, жизнь в глубинке стала только тяжелее.»
http://konkurent.ru/article/20126
|