Как сообщило недавно издание South China Morning Post, после введения властями КНР запрета на ввоз морепродуктов из КНДР бизнес китайских торговцев, перепродающих эту продукцию, замедлился, но не прекратился. Некоторые торговцы по-прежнему ввозят северокорейские морепродукты в Даньдун, пересекая приграничную реку Ялу ночью во время прилива.
Раньше через Даньдун проходило около 70 процентов торговли между Китаем и Северной Кореей, а в пиковый сезон перед Праздником середины осени (в этом году он приходится на 4 октября) из КНР в КНДР и обратно ежедневно отправлялись от 80 до 100 судов. Сейчас же патрулирование китайскими пограничниками реки Ялу, через которую проходит четырехчасовой маршрут небольших грузовых судов КНР в северо-корейскую торговую зону, привело к сокращению местного импорта северокорейских морепродуктов на 90 процентов. Однако патрулирование осуществляется только в дневное время, вечером проверки прекращаются, давая возможность десятку судов местных контрабандистов отправиться в КНДР, чтобы загрузиться морепродуктами и успеть до утра вернуться в Даньдун.
Разумеется, объемы контрабанды не могут компенсировать потери от запрета на официальный ввоз морепродуктов из КНДР, и китайские торговцы несут серьезные потери, тем более, что они уже потратились на обеспечение поставок. Так, по информации South China Morning Post, расходы одной китайской компании на взятки северокорейской полиции за каждое судно составляют 100 000 юаней, годовая зарплата капитану судна - 70 000 юаней, каждому члену экипажа – 50 000 юаней в год (среднее число членов экипажа – 5 человек). Кроме того, некоторые китайские фирмы также оплачивали покупку рыболовных судов для своих северокорейских партнеров, которые потом рассчитываются поставками морепродуктов.
Очевидно, что справиться с этим потоком контрабандных поставок морепродуктов из КНДР китайские власти могут очень легко, достаточно просто ввести круглосуточное патрулирование реки Ялу. Вопрос в том, захотят ли они идти на такие меры? Дело не в том, что Китай таким образом «поддерживает простых северокорейских рыбаков», давая им возможность заработать на жизнь. Оставляя на закрытой границе маленькую «открытую форточку» китайские власти тем самым решают и свои проблемы, обеспечивая рабочие места в торговле и рыбопереработке, а также обеспечивая поступление рыбного сырья. Запасы водных биоресурсов в прибрежных водах КНР очень истощены в результате масштабных переловов и сильного загрязнения воды, что в этом году привело к увеличению срока моратория на прибрежный промысел, продлившегося с мая по сентябрь. В этих условиях поставки из КНДР, где в северокорейской части Желтого моря сохранились хорошие условия для добычи рыбы, моллюсков и крабов, позволяют обеспечивать морепродуктами местное китайское население, поддерживать торговлю и загружать перерабатывающие мощности. Поэтому ожидать абсолютного прекращения поставок в Китай морепродуктов из Северной Кореи вряд ли стоит, но их масштабы будут крайне ограничены, тем более, что после публикаций в СМИ китайские пограничники уже усилили проверки, хотя и не перешли к тотальному контролю.
Есть, однако, и еще один нюанс. Традиционно из КНДР в китайский Даньдун ввозились морепродукты, выращиваемые или добываемые северокорейцами в прибрежных районах Желтого моря. В основном, это пользующиеся большим спросом на китайском рынке моллюски и краб-плавунец. Однако сейчас, когда китайские перерабатывающие компании потеряли возможность ввозить из КНДР поступавших туда, в том числе нелегально добытых, российских крабов, есть вероятность, что ассортимент контрабандистов расширится за счет перенаправления крабового потока с легального торгового маршрута Раджин-Хуньчунь на контрабандный канал через реку Ялу. Впрочем, масштабы таких поставок будут явно несопоставимы с теми объемами, которые Китай официально импортировал из Северной Кореи до закрытия границы.
Дальневосточный центр региональных исследований
|