Показать сообщение отдельно
  #9  
Старый 05.08.2015, 18:15
Товарищ Сухов Товарищ Сухов вне форума
Senior Member
 
Регистрация: 22.10.2014
Сообщений: 600
Товарищ Сухов is on a distinguished road
По умолчанию

Один из участников программы после курса начал изучать русский, потому что заинтересовался Россией. Я дал ему экземпляр моей книги «Русский для чайников»

— Знали ли они что-то о России до того, как начали изучать русскую литературу?

— Очень мало. Хотя некоторые из них очень начитанны. Некоторые даже читали «Анну Каренину». Один из участников программы после курса начал изучать русский, потому что заинтересовался Россией. Я дал ему экземпляр моей книги «Русский для чайников». И он учил и учил, в последний день, когда мы отметили окончание семестра, он стоял и считал до десяти на русском языке. И теперь у них есть целая полка русской литературы в библиотеке. Русская классика и русские карты.

— Недавно вы получили от университета Виргинии грант в размере 50 тыс. долл. Вы будете расширять эту программу?

— Для меня самое главное — чтобы с расширением она не потеряла своего воздействия. Так что мы не торопимся, надо делать это медленно и аккуратно, чтобы быть уверенным, что ни один элемент не потеряется. В следующем году я предложу университету добавить еще одну тюрьму к программе. Тогда мы сможем расширить и наше исследование. Мы интервьюируем всех студентов и многих заключенных в конце каждого семестра, делаем с ними пару тестов, чтобы понять, насколько они освоили, изменились и стали вовлечены в гражданское общество. Данных уже очень много, чего не хватает, так это времени их проанализировать. Надеюсь, когда мы наконец их проанализируем, мы сможем более четко выделить те составляющие, которые делают занятие успешным. И тогда мы сможем помочь другим профессорам и исправительным центрам повторить этот опыт, возможно даже на занятиях по другим дисциплинам.

— Мы с вами говорим об этих подростках так, как будто они действительно ничем не отличаются от ваших студентов. Но все-таки их жизненный опыт, вероятно, совершенно другой. Неужели за все это время у них не было ни одного конфликта?

— Конфликты — да, но никаких драк. Конфликты и различия — это хорошо, потому что они ведут к росту. Мои студенты начинают видеть, как отсутствие доступа к экономическим и социальным благам может влиять на шансы людей достичь чего-то в жизни. В то же время сами заключенные обнаруживают, что их несчастливые жизненные обстоятельства не обязательно определяют их судьбу. Человек не должен поддаваться пагубному влиянию своего окружения; он может научиться противостоять ему и превзойти его — это известный сюжет в русской классике. Для многих из них это новый вид силы — сила выбирать, как отреагировать на то или иное обстоятельство. Когда одного из участников нашей программы оскорбил другой заключенный (не посещавший курс), он не ударил того в ответ, как делал обычно. Вместо этого он вручил ему повесть Толстого «Смерть Ивана Ильича» и сказал: «Вот, прочти ее и возвращайся ко мне через неделю!» В этом и есть сила русской литературы.

Трое 18-летних заключенных — участники американской программы «Книги за решеткой» рассказали «МН» о своих впечатлениях о русской литературе

Джастис Грин (тот самый заключенный, который вместо того, чтобы драться со своим обидчиком, протянул ему книгу Толстого):

— Я отбываю свой срок в центре уже почти год. Однажды кто-то из знакомых рассказал мне об этом курсе и предложил его посещать, и я подумал, почему бы и нет, это клевая идея. У нас было уже 10 или 12 лекций, больше всего мне понравилась «Княжна Мэри» из «Героя нашего времени». Мы говорили со студентами (из университета Виргинии. — «МН») о смысле этой истории, в том числе скрытом. Мне кажется, он в том, что у тебя может быть все, но на самом деле в жизни нужна любовь. До этого со мной случилась похожая история, и то, как мы говорили об этой книге на занятии, это действительно открыло мне глаза, как если бы я читал между строк. Мне осталось сидеть три месяца, после этого я собираюсь вернуться домой. Я никогда не был в России, но сейчас думаю, что было бы интересно однажды приехать в вашу страну.

Алекс Эспиноза:

— Мне 18 лет, в июне будет 19. В центре уже около года. Из всех произведений, которые мы прочли, больше всего запомнилась повесть «Много ли человеку земли нужно» (Льва Толстого. — «МН»). Я думаю, она о том, что не нужно так много заботиться о материальных вещах, не надо быть таким жадным, надо делиться всем, что имеешь, больше внимания уделять своей семье и т.д. У меня самого большинство родственников живет не в Америке, а в других странах, в США только мама и младший брат. И еще тетя. Думаю, после того, как я выйду из тюрьмы, я буду проводить с ними больше времени.

Кроме этого мы еще читали стихи и другую повесть Толстого — «Смерть Ивана Ильича», но мне ее было немного сложно понять, поэтому она мне не очень понравилась. Честно говоря, я не очень помню, о чем она. Мне также интересны книги некоторых английских авторов, например Джанет Петерсон (Джанет Петерсон Фрейм, 1924–2004 гг., известная новозеландская писательница, автор нескольких автобиографических романов, в России не переводилась. — «МН»). Сейчас мне действительно нравится читать, русская литература помогла мне расширить мои знания, и мне хочется узнать больше, как-то совершенствоваться.

Я ведь раньше никогда не думал, что однажды умру, просто делал разные глупости

После того как меня выпустят из тюрьмы, я хочу пойти в армию, в морской флот, возможно, буду учиться на механика. Вообще мне хотелось бы как-то поменять свою жизнь. Кроме того, чтобы проводить больше времени с семьей, я собираюсь намного чаще ходить в церковь… раньше я тоже туда ходил, но мне это не очень нравилось. Я ведь раньше никогда не думал, что однажды умру, просто делал разные глупости.

Джонис Ромеро:

— Я переехал в США, когда мне было 13 лет. Люблю играть в футбол, учить русскую литературу пошел просто потому, что мне показалось это интересным. Из того, что мы прочли, запомнились «Матренин двор», «Смерть Ивана Ильича», «Много ли человеку земли нужно» и «Княжна Мэри» — очень романтическая история, я такие люблю. Кроме того, мы еще читали много разных стихотворений, например «Поэту» (Александр Пушкин, «Поэт! не дорожи любовию народной». — «МН»).

Мне особенно понравился рассказ «Матренин двор» — он чем-то напомнил мне место, откуда я сам родом. «Смерть Ивана Ильича» мне тоже понравилась. Когда он разбогател, он не думал о смерти, а в конце, когда он заболел и ему становилось все хуже, он потерял ко всему интерес. Это заставило меня самого задуматься, что я собираюсь сделать в жизни, перед тем как умру. Что я хотел бы, чтобы люди помнили обо мне после моей смерти. До этого я никогда об этом не думал, просто шел в другом направлении, понимаете, что я имею в виду?

Если честно, пока у меня нет определенных планов на будущее, я еще не знаю, что я буду делать после того, как меня отпустят на свободу. Моя самая большая мечта — поступить в колледж, чтобы не попасть опять в неприятности.
Ответить с цитированием