Дело Холостова ставит вопрос о содержании латвийского суверенитета
Дело Алексея Холостова, бывшего депутата латвийского сейма, уличённого в шпионаже против России, продолжает вызывать горячие отклики.
Напомним, что Холостов дал признательные показания в эфире российского канала НТВ, заявив: «Я, Алексей Холостов, русский, гражданин Латвии, два созыва был депутатом латвийского парламента. На территории России нахожусь по заданию спецслужб Латвии, которые действуют под руководством ЦРУ». По имеющимся сведениям, шпион-неудачник работал на российской территории около восьми лет, однако, по словам авторов сюжета, нанести существенного вреда России не успел.
Согласно сообщениям СМИ, Холостов был завербован 7-8 лет назад сотрудниками полиции безопасности МВД Латвии – структуры, занимающейся политическим сыском, на которую – по его собственному заявлению – и работал под женским псевдонимом «Глория».
Однако, давайте будем реалистами: население Латвии колеблется в районе двух миллионов человек. В одном только соседнем российском Санкт-Петербурге живёт в два раза (!) больше народу. Сбор информации об обороноспособности России в пользу Латвии не имеет ни военного, ни политического, ни какого либо иного смысла. Даже если Вооружённые силы Российской Федерации пойдут штурмовать Латвию, взяв на перевес сапёрные лопатки, они завоюют страну за пару часов, просто используя своё численное преимущество.
Очевидно, что Холостов действовал в интересах разведсообщества Соединённых Штатов, которые ещё с середины прошлого века многократно доказали, что на интересы государств-«партнёров» им наплевать. «Подставлять» спецслужбы дружественных государств – стандартная тактика ЦРУ, которое стремится к полному подчинению аппарата спецслужб своих союзников, а затем подминает под себя и их органы власти.
Эта тактика абсолютно беспроигрышна: в случае успешной работы агентуры, все дивиденды присваивают себе Штаты, а вот в случае провала разведывательной операции, Вашингтон тут же отворачивается от проколовшейся страны, заставляя её в одиночку оправдываться за незаконную деятельность собственных граждан. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Латвии Карлис Эйхенбаумс указал, что его ведомство выражает недоумение и сожаление в связи с действиями России, обвинившей Холостова. «Сожаление»? Несмотря на то, что латвийский гражданин был пойман с поличным при попытке вербовки офицера ФСБ? Если бы Россия применила к шпиону какую-нибудь средневековую казнь, например, посадила его на кол, как во времена Ивана Грозного, слово «сожаление» было бы уместно. А в данном контексте оно звучит беспомощно.
Слово «недоумение» же можно трактовать сегодня как неосведомлённость руководства страны в отношении того, чем на самом деле занимался Холостов. Иными словами, его шпионская деятельность возможно стала сюрпризом для руководства Латвии, проморгавшего момент, когда служба политического сыска республики легла под ЦРУ.
После таких дипломатических скандалов, возникает вопрос: а существует ли вообще такая эфемерная штука, как «суверенитет Латвии»? Или это – всего лишь политический лозунг середины 80-х, который к сегодняшнему дню окончательно утратил смысл?
Очевидно, что теперь Латвии придётся долго отмываться от последствий, доказывая перед международным сообществом своё право называться независимым самостоятельным государством. Руководству республики придётся отвечать себе на крайне болезненный вопрос – насколько органы власти и управления страны находятся под диктатом США и та ли эта судьба, к которой стремились латыши, через пот и кровь вырываясь из душных объятий Советского Союза?
|