То, что двузубец Рюриковичей можно понимать, как стилизованное изображение сокола, - этот факт часто используется, как аргумент за то, что династия Рюриковичей может происходить из ободритов. Кроме того, в статьях, написанных непрофессиональными историками, нередко говорится и чуть иначе: что трезубец Рюриковичей похож на сокола в "пике". Но это уже не совсем правильно. От ободритов Рюриковичами мог быть унаследован знак, который изначально использовался ими (Рюриковичами). А это был двузубец. Трезубец же первым из Рюриковичей стал использовать только Владимир Святославич (Святой). И, следовательно, начало использования им трезубца должно было иметь другие причины и трезубец был никак не связан с ободритским соколом.
- Вполне возможен переход с сокола на трезубец лилий. И возможна связь этимологическая имени дома Омри с "Соколом".
================================================== ========================================
к указанию западноевропейского хрониста Гельмольда о проживание славян в Вагрии добавлено — «меж Мекленбурской и Голштинской земли... И из выше означенной Вагрии, из Старого града князь Рюрик прибыл в Новград...»
28-м королём вендов и ободритов, который правил в Мекленбурге во времена Карла Великого. Он женился на дочери князя Руси и Литвы, и сыном от этого брака был принц Годлейб (Godlaibum, или Gutzlaff), который стал отцом троих братьев Рюрика (Rurich), Сивара (Siwar) и Трувора (Truwar), урождённых вендских и варяжских (Wagrische) князей, которые были призваны править на Русь. После скорой кончины двоих братьев, Рюрик стал единовластным правителем Руси, от которого произошла ныне правящая русская династия».
В «Генеалогии мекленбургских герцогов» Фридриха Хемница (1717) также утверждается, что Рюрик с братьями — сыновья венедско-ободритского князя Готлейба (Годлайба). Но здесь содержится важное уточнение — отец Рюрика был пленен и убит датским королем Готофридом. Дети его править не могли — по малолетству. Поэтому власть перешла к братьям убитого князя — Славомиру и Трасику. Им же наследовали некие Годомысл и Табемысл. Потом престол перешел к Мечиславу Третьему. Таким образом, Рюрик и братья оказываются князьями-изгоями, потерявшими власть. Очевидно, они были предводителями мобильных варяжских дружин, которые активно участвовали в военно-политической борьбе. Весьма любопытную информацию здесь дает Иоакимовская летопись, согласно которой Рюрик «по смерти… отца своего облада варягами, емля дань от них».
-Само то зачем эта неизвестность Рюрика была скорее надумана, говорит о разрушительном действии старой известной функции наведения тени на плетень. Ведь не было же неизвестности Карла Лысого, хотя он тоже не находился на Руси. А здесь на некоем долженствовании быть кажущемся чувственно и данными мысли западных хроник, противоречащими тому и забили кол. Ведь на самом же деле просто огромное количество сведений, но они родового общеславянского толка, а не местечкового.
================================================== ========================================
Этими силами были некие варяги, о владычестве которых в ПВЛ сообщается слишком лапидарно: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и славян, и с мери, и с всех кривичей». Потом словене и другие северяне «изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой». Пришлось неразумным словенам снова обращаться за помощью к варягам, которые и осчастливили их князем.
- Типичные общественные, еще точнее говоря республиканские отношения.
================================================== ========================================
А вот Иоакимовская летопись здесь намного более содержательна, и ее автор рисует совсем иную картину. Он рассказывает о том, как словенский князь «Буривой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаше их и облада всю Бярмию до Кумени. Последи при оной реце побежден Буривой бысть, вся свои вой погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, иде же князи подвластнии пребываху, и тамо, пребывае умре. Варяги же, абие пришедшее град Великий и протчии обладаша и дань тяжку возложиша на словяны, русь и чудь. Людие же терпяху тугу велику от варяг, пославшее к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во Велицем граде». Получается, была ожесточенная война, в ходе которой варяги оккупировали Северную Славию. В результате князь Буривой передал власть своему сыну Гостомыслу. И тот сумел не только разгромить варягов, но и заключить с ними мир. Картинка получается совсем иной — в ИЛ словене вовсе не предстают анархистами, учинившими свару.
- Нестроение и развал всегда бы был без лично правящего государя. Что на всех землях славян, включая западные, где войны не могли не происходить, что на востоке и севере, где ввиду отдалённости и получающемся безвластии, появилась такая известная исторически фигура, как Вадим Новгородский. В будущем Новгородский, но и прежде тот же самый неспокойный фактор.
================================================== ========================================
В «Саге о Тидреке» рассказывается о том, как князь Вильцин завоевал Польшу и Русь. Под последней надо иметь в виду Северную Славию. Сага повествует о жестокой войне, которую словене вели с варягами (не бодрическими, но лютическими).
Само же призвание Рюрика было обусловлено не отсутствием порядка, а именно династическим кризисом. Ререг установил в землях восточных славян новую династию, но при том он не был чуждым и династиям местным. Его мать была словенкой, что следует из данных Иоакимовской летописи. У князя т.н. «Велице града» (а вовсе не старейшины!) Гостомысла возникли проблемы с продолжением династии — все его сыновья погибли в войнах. Однажды ночью он увидел вещий сон: из чрева его средней дочери Умилы выросло огромное дерево, покрывшее весь город. Князь решил, что династию продолжат ее сыновья. Сама Умила находилась в то время замужем за каким то соседним князем, чье имя Иоакимовская летопись не называет. Зато она называет имя одного из ее сыновей — Рюрик. (Его отцом, как следует из западных источников, был Готлейб/Годлав.)
- Нельзя не принимать утверждения этой летописи, пусть хоть как бы идущей в разрез с привычными представлениями для нынешних русских о своецентризме, но тогда славянский мир был един и един был даже державно-монархически верой в сакральный род. Вся земля Славянская своим единым языком, верованиями представлялась единой и потому события в одном месте наложились как и события относящиеся также и к другим естественно. Тем более что, затем из мест происхождения событий было массовое переселение и перенос менталитета восприятия. Точно такое же явление замечено в киевских летописцах о земле дальних Полян - Польше, о которой не сразу стали говорить как о не своей земле, но чуждой государственностью.
================================================== ========================================
После смерти Гостомысла Рюрик/Ререг с братьями стал править Велицеградской землей. Еще раз отметим, что Иоакимовская летопись ни слова не говорит о беспорядках, которые будто бы явились причиной его призвания. Да и само выражение «а наряду (якобы порядка — А.Е.) в ней нет», известное нам по «Повести временных лет» и горячо любимое русофобами всех мастей, вовсе не свидетельствует о склонности ильменьских славян к анархии. Выдающийся русский историк С. Лесной (Парамонов) утверждал, что слово «наряд» значило «власть», «управление», «приказ», а вовсе не «порядок». Причем в некоторых летописях говорится: «нарядника (т.е. правителя — А.Е.) в ней нет». Велицеградская земля просто-напросто нуждалась в князе, имеющем отношение к старой династии и способном предотвратить губительную Смуту. Причем нуждалась в своем, славянском князе, а не в иноземце, поучающем славян как жить.
|