Снегурочка
Новогодняя открытка Сытинской типографии, начало ХХ века * * *
Так в конце прошлого века в крупных русских городах, где соседствовали народные обычаи и западноевропейская традиция, и появился наш Дед Мороз, соединивший в себе черты Санта Клауса и фольклорного Мороза-Морозко.
И если в Западной Европе Санта Клаус нередко изображался в рясе из грубой шерстяной ткани светло-коричневого цвета, подпоясанной веревкой, — похожим на монаха-францисканца, — то в России частенько представал в образе этакого деревенского мужичка.
А вот Снегурочка родилась именно в России. Она — героиня народной сказки, поэтический образ вылепленной из снега и ожившей девушки. Один из вариантов сказки, в которой Снегурочка тает от солнечных лучей, творчески развил Александр Островский в одноименной пьесе-сказке, написанной в 1873 году, а затем легшей в основу оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка».
Но, в отличие от большинства вариантов сказки, где Снегурочку лепят старики, мечтающие о внучке, Снегурочка у Островского — дочка Мороза и отправляется к людям из леса.
Возможно, что в городской среде с этим сказочным образом слились и западноевропейские зимние женские персонажи — святая Екатерина, святая Люция. Но при этом Снегурочка осталась чисто русским явлением и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках не фигурирует.
В первые послереволюционные годы традиция устраивать елки еще сохранялась в неприкосновенности.
Однако, в 1929 году была введена пятидневка, и Рождество стало обычным рабочим днем. Елка и все связанные с ней традиции были не только отменены, но и запрещены. Теперь их стали именовать «поповским обычаем».
И вдруг, в конце 1935 года, «Правда» напечатала заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Появление этой статьи было, вряд ли случайным: ведь именно в 1935 году Сталин произнес свою знаменитую фразу:
«Жить стало лучше, жить стало веселее».
Правда, в Советском Союзе елка из рождественского превратилась уже в новогоднее дерево. Создавая советские новогодние традиции, вспомнили и о Снегурочке: она прочно и навсегда вошла в сценарии зимних праздников, как спутница и помощница Деда Мороза.
В сознании людей «западный» Санта Клаус постепенно с Северного полюса перебрался чуть южнее, в финскую Лапландию.
И это не случайно. Лапландия всегда считалась страной полусказочной. Вспомните хотя бы «Снежную королеву» Андерсена — именно туда отправилась Герда на поиски Кая. Оленеводы-саамы — коренные обитатели этого края — славились своим колдовством и магией. В общем, Санта Клаус быстро и легко прижился в Лапландии. В наши дни он обзавелся там вполне внушающей доверие биографией и даже водительскими правами (правда, на управление оленьей упряжкой).
В них вместо даты рождения просто написано: «Давным-давно».
|