«Церковь Рождественского Деда»
В России елки первыми начали ставить в своих домах петербургские немцы. Этот обычай у них переняла столичная знать, а уже в 1840-е годы начался настоящий «елочный бум».
По этому поводу писатель Иван Панаев заметил: «В Петербурге все помешались на елках. Без елки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было елки». При этом Рождество становилось не только церковным, но и светским праздником, в котором нашел себе место языческий обряд поклонения вечнозеленой растительности.
В деревнях елка не приживалась, русская православная церковь относилась к ней вообще негативно; но в городах рождественские праздники с елкой быстро стали традиционными.
Во многих домах стали устраивать праздничные вечера или детские утренники «под елкой», для которых готовились специальные программы с представлением. Нередко использовали классические стихи и поэмы: «Светлану» Жуковского, «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Гадания» Фета...
А вот Дед Мороз со Снегурочкой появились на наших елках, да и то в городах, только к концу XIX века.
Ho родословная Деда Мороза гораздо длиннее и запутаннее, чем история рождественской елки, и имеет корни как в нашей стране, так и далеко на юге, где теперь расположена Турция.
В III веке в Малой Азии, на берегу Средиземного моря, в городе Патара, в богатой семье родился сын Николай. Он был совсем молодым человеком, когда получил сан епископа в городе Миры (сейчас он называется Демре), в южной части Ликии.
Епископ Николай, унаследовавший огромное состояние, помогал бедным и несчастным. Легенда связывает с ним разные чудеса. Однажды епископ отправился в паломничество к святым местам в Иерусалим. Корабль попал в шторм, люди потеряли надежду спастись, но Николай укротил бурю, и все остались живы. После смерти Николай из Мир Ликийских был признан святым.
В Демре и по сей день сохранилась церковь, где покоились останки епископа Николая. Турки назвали эту церковь «Баба Ноэль Килизе» — «Церковь Рождественского Деда». Однако в 1087 года пираты из Бари выкрали его останки и перевезли к себе в Италию. В результате Николай из святого «местного масштаба» превратился в объект поклонения всех западных христиан, которые стали отмечать день смерти епископа, 6 декабря, как праздник.
|