Можно, конечно, строить теории о том, что ливийская революция, как и прочие эпизоды «арабской весны», — часть западного заговора, например, в соответствии с теорией «управляемого хаоса» или со схемой вытеснения Китая из Африки. Но ведь «западные заговоры», то есть попытки инсургентов осуществить переворот, во множестве проваливались, в том числе и совсем недавно — в арабских, африканских и в латиноамериканских странах. А тут вдруг такой успех. Очевидно, что у него были внутренние причины.
И в эти причины не входят беспощадная эксплуатация народных масс — ее не было в Ливии. Или какая-то особая кровавость режима: по сравнению с другими диктаторами Каддафи внутри страны вел себя относительно мягко. Или даже бесперспективность экономической модели в целом: нефти хватит еще на годы вперед. Главная причина, очевидно, называется время.
Отменив возможность изменений, Муамар Каддафи и его клан тщательно вырастили своих могильщиков. Это тот случай, когда нежелание уходить на пенсию приводит к убийству.
Называть этих могильщиков «ливийским народом», как это сделал президент Медведев, — это ссылаться на Deux ex machina. Народ как субъект волеизъявления — это, конечно, прекрасно, но такое волеизъявление не может свободно осуществляться под надзором вооруженных группировок. Есть только один способ суммировать народную волю — тайное голосование при свободной конкуренции политических мнений без принуждения со стороны комиссаров с автоматами или партбилетами.
Чтобы превратиться во что-то народоподобное, ливийским победителям предстоит еще разоружиться, пожертвовать собственными амбициями и применить нормальные цивилизованные процедуры — в которых, кстати, клан Каддафи имеет все шансы получить весьма большую долю голосов.
К сожалению, тираноборцы, даже победившие, — это вовсе не всегда успешные строители нации и государства. Они, собственно говоря, являются во многом воспитанниками свергаемого тирана. И потому практически всегда они его производное. Чем дольше и беззастенчивее длится политическая тирания — конечно же, всячески ссылающаяся на волю народа, — тем ужаснее бывает ее конец и беспорядочнее последующие попытки устроить государство. Отмеряющим себе нечеловечески долгую политическую жизнь товарищам следовало бы об этом помнить.
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/comments/2011/10/20_e_3807946.shtml
|