Новый подход
Изначально Муаммар Каддафи отказывался выдать шотландскому правосудию ливийских подозреваемых, что привело к многолетним переговорам и введению санкций ООН. В конце концов, в 1999 году обвиняемые были выданы, и один из них, Абдельбасет Али Меграхи, был признан виновным и приговорен к пожизненному заключению. Второго обвиняемого оправдали.
Это, также как и последующее за тем признание Ливии, что она пыталась в тайне разработать ядерное и химическое оружие, от которых полковник Каддафи сразу же отказался, привело к улучшению отношений между Триполи и странами Запада.
Укрощение "бешеного пса" считалось одним из главных позитивных результатов решения президента Джорджа Буша начать войну в Ираке в 2003 году.
Сторонники этой теории утверждали, что Каддафи, увидев плачевное окончание карьеры другого арабского диктатора, Саддама Хусейна, который был повешен после вторжения США в Ирак, понял, что это может значить для его собственной судьбы, и изменил свою внешнюю политику.
Но более вероятно, что ливийский лидер решил пойти навстречу опасениям Запада о ливийском оружии массового поражения только после того, как ему стало ясно, что стратегическое партнерство с США и Европой может оказаться для него весьма полезным.
Он не обращал никакого внимания на призывы президента Буша установить демократию на Ближнем Востоке, также как и на заявления американского президента, что США больше не намерены поддерживать диктаторов и тиранов.
Заявления Буша никак не изменили отношений между США и теми арабскими странами, которых Вашингтон считает своими союзниками.
Санкции, наложенные на Ливию, были отменены, и международные лидеры стали вновь посещать Триполи. Среди прочих во всем известном бедуинском шатре, раскинутом во дворе резиденции Каддафи, побывал и тогдашний британский премьер-министр Тони Блэр.
Каддафи возил с собой этот шатер во время своих поездок в Европу или США. Правда, власти Нью-Йорка заявили, что возведение шатра на территории усадьбы миллиардера Дональда Трампа противоречит местному законодательству, и шатер оттуда пришлось срочно убрать.
Многие родственники жертв взрыва над Локерби громко протестовали против возвращения полковника Каддафи в клуб мировых лидеров. Это, однако, не помешало целому ряду западных нефтяных и других компаний заключить выгодные для них сделки с Ливией.
Странным образом Каддафи сохранил свою репутацию международного изгоя лишь в арабском мире.
В течение первого десятилетия XXI века, он регулярно пытался сорвать саммиты стран Лиги арабских государств своими выходками. Иногда он закуривал сигарету и пускал дым в глаза сидевшему рядом с ним лидеру, иногда начинал громогласно оскорблять палестинцев или же правителей стран Персидского залива. Во время одного из саммитов он объявил, что отныне – он, Каддафи, – "король королей Африки".
Поведение Каддафи тоже было довольно эксцентричным. В 2009 году он выступил на Генеральной ассамблее ООН, и вместо положенных 10 минут говорил больше часа, при этом разрывая в клочья хартию ООН.
|