Из текста Указа №431 вытекало, что на республиканский референдум выносится вопрос, непосредственно связанный с возможностью избрания конкретного лица - А.Г.Лукашенко на предстоящих президентских выборах. Поскольку действующая Конституция запрещала пребывание в должности президента одного и того же лица более двух сроков, предлагалось внести изменения в ч.1 ст.81 Конституции таким образом, чтобы исключить из ее текста указание на то, что "одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков".
Дело в том, что, в соответствии со ст.81 Конституции и принятого на ее основе Закона "О Президенте Республики Беларусь" (ст.8), Лукашенко по отбытии второго срока не вправе был баллотироваться на третий срок избрания.
Отмечу, требования, содержащиеся в ч.1 ст.81 Конституции (в редакции 1996 года) об ограничении двумя сроками пребывания на должности президента и приведенная выше запретительная норма Закона "О Президенте Республики Беларусь", позволяли сохранить незыблемость конституционного принципа демократического государства о сменяемости власти. Этот законодательно прописанный принцип относился к так называемым конституционным механизмам сдержек и противовесов, нарушение которых влечет подрыв государственной власти в Республике Беларусь, основанной на незыблемости устоев народовластия, правового государства и разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Они закреплены в преамбуле и разделе I Конституции (основы конституционного строя).
Комментируя конституционное установление об ограничении двумя сроками пребывания в должности Президента, тогдашний председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, один из ведущих ученых правоведов в области конституционного права Г.А.Василевич, подчеркивал, что это ограничение "способствует ротации, развитию преемственности, обеспечивает мирную смену власти, препятствует установлению единоличной власти" ("Конституция Республики Беларусь, Научно-практический комментарий", Минск, ГИУСТ. 2005, с.275).
В силу ч.2 ст.7 Конституции "государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства". Как следует из содержания Указа, Лукашенко путем проведения референдума по вопросу, прямо связанному с избранием и освобождением президента, действуя вопреки предписаниям Конституции, на которой он поклялся соблюдать и защищать ее нормы, совершил очередную попытку преодолеть установленные конституционные ограничения и запреты и тем самым продлить свои полномочия на неограниченный срок.
|