1 сентября 1956 года состоялся I Всесоюзный семинар по кукурузе.
Петр Романов, * обозреватель РИА Новости
Любовь Хрущева к кукурузе давно стала темой анекдотов. Хотя, если вдуматься, это скорее драматическая история. Советский лидер отчаянно искал соломинку, которая спасла бы от окончательной смерти неэффективное, даже при наличии отдельных колхозов-миллионеров, социалистическое сельское хозяйство. В какой-то момент на советского лидера снизошло что-то вроде экономического озарения, и он увидел во всей его божественной красоте кукурузный початок. Дальнейшее знакомство с американскими кукурузоводами лишь укрепило убежденность Хрущева в том, что найден наконец архимедов рычаг, с помощью которого можно решить, по крайней мере, кормовую и зерновую проблемы страны. В этот период лучшим другом Никиты Сергеевича стал крупный американский фермер и глава компании по производству семян гибридной кукурузы Гарст.
Ничего не имею против кукурузы, тем более лично видел и пробовал самую лучшую в мире кукурузу, что выращивают в узкой долине перуанских Анд, которая идет от бывшей столицы империи инков Куско к еще более седому Мачу-Пикчу. Беда только в том, что СССР имел несколько иные координаты и соответственно другой климат.
На январском Пленуме ЦК КПСС 1955 года весь свой доклад советский лидер посвятил "царице полей". Выступая уже на февральском Пленуме ЦК компартии Украины, Хрущев с горечью констатировал: "Мы отстали от Америки по возделыванию кукурузы, наверное, на 100 лет". Ну а далее была поставлена цель, на мой взгляд, не менее грандиозная и столь же утопическая, как в свое время победа мировой революции. Партия потребовала "довести до 1960 года посевные площади под кукурузу не менее чем до 28 млн га".
Сам Хрущев весь 1955 год говорил о кукурузе. Везде. Каждый форум, на котором присутствовал Никита Сергеевич, становился тогда кукурузным. Кукуруза была "лучшей культурой для силоса", "для фуража" и т.д. Единственное, что готов был с сожалением признать Хрущев, так это то, что до стадии зрелости кукуруза в СССР сумеет дотянуть не везде. Но и в этом он не видел большой беды. "У нас ограничены возможности для получения зерна кукурузы в сухом виде, - заявлял он. - Но если мы будем убирать кукурузу в молочно-восковой спелости и хранить ее в консервированном виде, то границы распространения этой культуры по существу отпадают".
В итоге к 1962 году посевные площади под кукурузу достигли 37 млн га, что превысило общую площадь распаханных к этому времени целинных и залежных земель. Эксперимент, разумеется, провалился, заодно незаслуженно и надолго дискредитировав в нашей стране такую прекрасную зерновую культуру, как кукуруза. А еще через короткое время Москва была вынуждена пойти на массовые закупки зерна в США. Тем и закончился этот скверный анекдот.
|