Показать сообщение отдельно
  #402  
Старый 10.09.2010, 21:55
Виктор Трэвис
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию

Иван Грозный - это Нерон на русском троне, тиран, который считал себя великим артистом. К слову, и Нерон, и Иван IV начинали правление прогрессивно - с борьбы с коррупцией, однако в конце концов оба больше увлеклись укреплением собственной власти.
Любимая роль царя - "мученическая": "Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого, заплатили мне злом за добро". Затем этот "страдалец" устраивает показательные процессы (XX в. потом явно "оглянется" на XVI в.). По одному только подозрению в измене казнен целый Новгород, а попутно разорены Клин, Тверь, Торжок, с 1565 г. на семь лет на страну спущены профессиональные убийцы - опричники. По цареву приказу задушен митрополит Филипп, противник репрессий, продолжаются расправы над боярами. А вот как царь комментирует свою политику: "Чтобы побеждать врагов, нужно множество воинов. Кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных?"
Так Иван IV играл в "недоумение". А за игрой сокрыта убийственная суть: царь пытался сделать с Россией то же самое, что с присланным из Персии слоном, которого самодержец велел изрубить из-за нежелания зверя пасть перед ним на колени. Иван сызмала верил в божественное происхождение царской власти и, как замечал Ключевский, первым из московских государей "узрел в себе царя в библейском смысле, помазанника божия", сродни ветхозаветным Моисею, Давиду и Соломону.
Причислив к своим пращурам еще и римского императора Августа, окружив себя ореолом всемогущества, но при этом вечно терзаясь страхом за жизнь, царь принялся огнем и мечом утверждать свою власть. А в результате захлебнулась кровью не только страна, но и он сам. Именно царский посох ударом наследнику Ивану в висок пресек династию Ивана IV.
Обычно тиран не приходит извне, его порождает сама система, на пороках которой он растет как на дрожжах. А о том, какова была система, предоставим судить старшему современнику Ивана IV Ивану Пересветову, дворянину-публицисту, успевшему послужить у венгерского и чешского королей и вернувшемуся в Россию в 1539 г. "Государство без грозы, что конь без узды", - сетовал Пересветов и утверждал необходимость жесткого укрепления царской власти. В его книгах, переданных в 1549 г. 19-летнему государю, говорилось не только о важности централизации власти, но и о борьбе с боярским произволом.
Другие пункты учения Пересветова тоже совпадали с царским умонастроением. Публицист призывал царя опираться на неродовитых "воинников" (что в итоге нашло воплощение в опричнине), отменить "кормления" бояр за счет управления землями. О том, насколько схожи были программы двух Иванов, позволяет судить тот факт, что одно время авторство этих публицистических трудов приписывалось царю.
Ответить с цитированием