Наша традиционалистская система потрясающе адаптировала свободолюбивые ресурсы частной собственности, приспособила их к традиции XV-XVI веков и может пользоваться этим восхитительно. Человек конца XIII века не знал, что в это время Джотто открывает Предвозрождение, еще два столетия - и произойдет великий слом цивилизации. Мы сейчас живем в такую же эпоху - просто пока не отдаем себе в этом отчета. Соревнование цивилизаций будет связано с качеством личности - за качество, за контент наполненности человека.
У нас океан табуированных тем. Скажем, мораль - основная нормативная система общества. На мой взгляд, моральное состояние нынешней России сопоставимо с разобщенностью и с драмами начала 20-х годов.
Мораль - это скрепы общества. Не может существовать крепкая экономика или семейные отношения при, например, беспрецедентной по мировым масштабам мужской смертности. Из-за чего целый ряд моральных скреп вытащен и разрушен. Но это не обсуждается.
Население нашей страны не живет в современности, оно как бы исходит из идей, относящихся к советскому времени, к сталинской эпохе и даже к эпохе Грозного. Люди ездят за границу, берут кредиты, меняют валюту - за что карали еще 30 лет назад. Но внутренне живут в эпоху семидесятилетней давности. Поэтому их требования к власти также архаичны. Никто не занят тем, чтобы вернуть население в 2010 год
Не Великий, а Грозный.
В ночь на 25 августа 1530 г., в сильную бурю, которая, по легенде, вдруг заставила звонить церковные колокола, сорвала и разбила один из них оземь, в Москве родился будущий царь Иван IV. Первый московский правитель с титулом царя оказался Зевсом-громовержцем, который в борьбе с хаосом - следствием правления предков - всегда был готов убивать и преследовать. Иван IV, православный государь с душой варвара, в той же степени крушил, что и созидал; завоевывал новые земли, Поволжье и Сибирь, - и с помощью опричников разорял вотчины в самом сердце Руси. Писал Судебник - и сам творил невиданное беззаконие. В итоге история назвала его не Великим, а Грозным, увековечив не его роль в веках, а лишь тяжелый характер.
Болезненная робость - и вера в свое богоподобие, ум глубокий - и маниакальный; натура привязчивая (как велики были его любовь к первой жене Анастасии и дружба с Адашевым, Скуратовым, Курбским!) - и одновременно мстительная... С какой стороны ни посмотри, Иван IV всегда получается двуликим. Даже его чеканное лицо, запечатленное в иконописном стиле, обманчиво: то ли подвижник, то ли фанатик-убийца, в глубоких глазах которого затаены страх и страсти. Царь и мучился этими противоречиями, и упивался ими, как актер, сознающий все разнообразие своего душевного опыта и свое умение им оперировать.
|