Необходимо обратить внимание на несколько встречающихся в данной цитате моментов, вообще весьма характерных для Л.
Во-первых, манера не договаривать, строя высказывание таким образом, чтобы у слушателя создалось впечатление, что говорящий (т.е. Л.) располагает огромным объемом информации.
Во-вторых, подчёркивать, что он говорит правду, не обманывает, совершенно искренен и т.п.
Первое является хорошо известным профессиональным гипнологам манипулятивным приёмом, использующим практически не осознаваемое свойство человеческой психики заполнять подобные “пробелы” в высказываниях своим содержанием у каждого слушателя.
“Прелесть” подобной техники заключается в том, что в случае предъявления любого конкретного компромата какая-то часть слушателей неизбежно просто не воспримет представленную информацию как компрометирующую, ещё для какой-то части это не будет выглядеть слишком серьёзным, а в случае же предъявления “ пробела”, или, говоря профессиональным языком, неопределённости, каждый слушатель “заполняет” эту неопределённость наиболее страшным именно для себя содержанием. Причём слушатель делает это неосознанно , и соответственно, некритично. С помощью такой манипуляции достигается следующая цель - добиться эмоционально негативного отношения к оппоненту, не располагая при этом никакой конкретной информацией.
И второе - манера подчёркивать свою правдивость , искренность и т. п. , как правило, очень характерную для лжецов, особенно в моменты, когда они врут. Таким образом, связка неопределённости (при ссылке на якобы имеющуюся информацию) и утверждения о своей правдивости не случайна, а закономерна. Считаю необходимым ещё раз подчеркнуть , что у Л. подобные приёмы, в том числе и в выше описанном сочетании, являются речевой закономерностью.
Структура личности Л. особенно хорошо раскрывается при анализе его выступления в Госдуме РФ 27 октября 1999 года. Происходит это по следующим причинам:
1) нестабильное психическое состояние Л. после событий в Минске 17.10.1999 года (“Марш свободы-1”), причины и признаки чего были рассмотрены выше;
2) уход из зала заседаний Госдумы РФ части недружественно настроенных к Л. депутатов, и очень тёплая встреча Л. с оставшимися (что подтверждается стенограммой, фиксирующей неоднократные аплодисменты, положительной эмоциональной реакцией оставшихся слушателей, которая ясно видна на видеозаписи, грубым перебором времени отведённого по регламенту на выступление, что вообще не имеет аналогов в истории Госдумы РФ), т. е. он “попадает в резонанс” с аудиторией;
|