- Снова Лукашенко унизить захотелось бюрократам этим. Смотри, сколько всем места отвели, а его, бедного, мало что в конце поставили, так и строк напечатали с гулькин нос. Действительно, наверное, преследуют человека. За правду его.” (Там же, стр.42)
О знаменитом антикоррупционном докладе:
Олег Игнатенко:
“У него не было никаких серьезных материалов. Депутаты Верховного Совета прошлого созыва уже знали, что это полный обвал. Я за 10 минут до его выступления принес ему тезисы выступления, и вместе с приложением документов, подтверждающих эти тезисы. И когда он начал зачитывать, и не назвал некоторые фамилии, то я понял: он оставил у себя в запаснике эти фамилии для того, чтобы потом этими людьми управлять. И я понял тогда, насколько это опасный человек. Т.е. эти факты, эти фамилии ему нужны были на перспективу, чтобы дергать потом впоследствии за ниточки и управлять ситуацией.” (10).
Всё тот же стандартный набор манипулятивных приёмов: сбор компромата с целью последующего шантажа, работа с эмоциями населения, запугивание, выстраивание своего харизматического имиджа, т.е. имиджа, построенного не на рациональном восприятии, не на реальных достижениях, а исключительно на иррациональном, эмоциональном взаимодействии с народом, превращенном в массу. Феномен, лучше всего описанный Карлом Ясперсом в его труде “Общая психопатология”:
“Психология масс”.
Психические эпидемии <...> представляют собой выразительную иллюстрацию “заразности” бессознательно распространяемых психических установок. То же происходит и с такими массовыми явлениями, как верования, общепринятые формы поведения и действия, “общественное мнение”.
Здесь мы вплотную приближаемся к границе, за которой начинается болезнь, обусловленная снятием торможений, утратой критики, нивелировкой душевных проявлений - факторами, под действием которых индивид становится пассивным орудием внеличностных сил, равно способным на преступления и героизм, он готов делить с другими их иллюзии и галлюцинации и в то же время выказывает совершенно непостижимую слепоту. Масса не мыслит и не наделена волей, она живет образами и страстями. <...>
Могущество массы, будучи использовано как средство, грозит выйти из-под контроля и поглотить того, кто вызвал его к жизни - если только это не гипнотизер, полностью контролирующий средства внушения и выказывающий непоколебимое присутствие духа. <...> Переживания человека, ставшего частью массы, - это переживания, так сказать, с точки зрения “мы все”, но не “Я”. <...>
|