Третий год Лукашенко ушел на ликвидацию “свободы совести”. Первой ласточкой стала глава Нацбанка Тамара Винникова, оказавшаяся за решеткой в начале января. Формальным поводом ее ареста стало “злоупотребление служебным положением”, но большинство все же усмотрело другую подоплеку: Винникова препятствовала проведению отдельных денежных операций известной своими скандальными водочно-табачными делами фирмы “Торгэкспо”, действующей под патронажем управляющего делами президента Ивана Титенкова. Через десять дней на нары отправляется еще одна дама — заведующая отделом регистрации коммерческих структур Солигорского горисполкома Людмила Шульга. Ей инкриминируется “небескорыстное содействие предпринимателям”. В феврале наручники защелкиваются на руках экс-депутата Владимира Кудинова, одного из подписантов письма об импичменте президенту. Его обвиняют в “покушении на дачу взятки”. В июне задерживается зампред Белорусского народного фронта Леонид Борщевский. Осенью в тюрьме оказывается учитель Лукашенко — министр сельского хозяйства Василий Леонов и Герой Соцтруда, руководитель аграрного комплекса Старовойтов.
* * Собственных граждан Лукашенко оказывается мало, и он начинает поход на подданных иных государств. Разворачивается война с фондом Сороса: благотворителя сначала приговаривают к штрафу в 3 млн. долларов, а потом “депортируют” из страны. На очереди — российские журналисты. В апреле из страны высылают корреспондента НТВ Ступникова. А уже в конце июля арестованы корреспондент ОРТ Павел Шеремет и оператор Дмитрий Завадский, которым инкриминируется “незаконный переход границы”. В августе к ним присоединяются еще 4 человека из съемочной группы ОРТ, приехавшие делать репортаж с белорусско-литовской границы. Все это происходит на фоне активных заверений Лукашенко в дружеских чувствах к России и подготовке подписания Союзного договора...
* * Вина же российских журналистов заключалась в том, что они накануне “тесного сближения” с Белоруссией позволили себе проанализировать состояние белорусской экономики. Которая после введения Лукашенко “новых правил валютных операций”, “фиксированных цен на основные товары” и “нового порядка распределения налоговых и таможенных льгот” оказалась в ауте. За два последних года объем валового продукта сократился более чем на 10%, промышленного производства — на 11,5%. С августа 1994 года число убыточных предприятий увеличилось почти в шесть раз. Удручающая ситуация — в сельском хозяйстве, где около 97% предприятий отрасли являются убыточными. “Зайчик” начал стремительно падать. В магазинах исчезли продукты, но появились очереди.
|