Российское посольство в Минске, в значительной степени состоящее из кадровых спецслужбистов, оказало Лукашенко неоценимую поддержку: мало кому известный кандидат в президенты вдруг стал желанным гостем на телевидении, вовсю разговорился в прессе, а за несколько дней до первого тура на него было совершено грамотное мифическое покушение недалеко от Витебска, под Лиозно (в родных местах столь нелюбимого Лукашенко Марка Шагала). В отважного кандидата стреляли и, несмотря на обширность мишени, промазали. Средство верное, шум большой. Лукашенко обвинил Кебича в заговоре. Премьер оправдывался, но вяло.
За неделю до второго тура президентских выборов отмечать пятидесятилетие освобождения Белоруссии от фашистов приехал Виктор Черномырдин. Он опять посулил Кебичу, который считал его своим другом, всяческую поддержку. Но тот по ходу предвыборной кампании Лукашенко, похоже, уже понял, что ставки поменялись. На банкете Кебич напился, его фотография, где он в машине целуется с Виктором Степановичем, обошла все белорусские газеты.
На выборах Лукашенко выиграл со значительным перевесом. Чиновники из команды Кебича после этого неделю беспробудно пили в своих кабинетах, а протрезвев, дружно попросились на службу к победителю. В их числи были Михаил Мясникович, нынешний руководитель администрации президента, а тогда вице-премьер, и Сергей Линг, сохранивший за собой должность вице-премьера.
Лукашенко не тронул никого в областных силовых структурах. Силовики на местах пересидели и Шушкевича, и Кебича. А многие и товарища Слюнькова (кто сейчас о нем помнит?). Таким способом Александр Григорьевич заготовил себе прочный тыл.
Важнейшие должности в правительстве тем не менее заняли люди Лукашенко. Команда складывалась стихийно и подвергалась многочисленным перетасовкам.
Сам Лукашенко, придя во власть, посчитал войну с коррупцией выигранной, а значит, завершенной. "Кланы уже начали складываться, приобретая полукриминальный характер. И свою заслугу как президента Беларуси я вижу в том, что я лишил их влияния и власти. Размазал", - сказал он в своем интервью газете "Завтра".
|