Для того чтобы понимать, какие негативные процессы последуют затем, отмечу, что сумма собственного капитала всех коммерческих банков республики колебалась в этот период от 80 до 100 миллионов долларов США. Стратегические валютные запасы государства - в пределах 350 миллионов долларов. Предлагаемая сумма - в три раза больше! Лоббировал программу Петр Прокопович, который в тот момент работал в администрации президента Белоруссии. Только лично у Александра Лукашенко проект рассматривался дважды.
Главный аргумент лоббистов: все будет так, будто отпечатаем доллары вместо "зайчиков". Специалистам ясна абсурдность этого утверждения, но Петр Прокопович, к сожалению, не экономист, он строитель, поэтому плохо понимал, во что это печатание обойдется государству.
Понятно желание главы государства иметь миллиард долларов. Тем более что звучали голоса в поддержку проекта: не надо думать об экспорте, конкуренции и т.д. Но без Нацбанка эту операцию провести было невозможно, так как нужно было включать печатный станок. Я категорически выступила против. Ситуация усугублялась еще и тем, что поступили сведения о фирме-продавце валюты из США. Фирма основана мужем и женой, эмигрантами, и имеет уставный фонд 100 долларов США. Ясно, что деньги грязные. Через некоторое время после моего ареста сделка все-таки состоялась. Это сообщила одна из белорусских газет, и опровержения не последовало. Петр Прокопович был назначен главой Национального банка Белоруссии. Эта же газета сообщила, что проект прошел и в еще одной бывшей советской республике, но все участники сделки были арестованы. По тому, какие ограничения ввел Прокопович, по уровню всплеска инфляции можно сделать вывод, что операция прошла не в полной сумме, и в пределах 300 миллионов долларов США.
- Существует ли разница между коррупцией в России и Белоруссии?
- Александр Лукашенко позволил своему ближайшему окружению иметь карманные деньги, но, к сожалению, из-за отсутствия опыта забыл проверить размеры их карманов. Такого уровня коррумпированности в республике не было даже во времена коммунистического правления. Безнаказанность, элементарная необразованность приводит к тому, что даже в собственных интервью они называют вещи своими именами; уже давно стерта грань между законным и незаконным.
|