О батьке и его политике:
Наконец, еще один важный, но не главный фактор - экономический. Его иногда переоценивают. Почему-то считается, что для поддержки правительства населением важен сам по себе уровень потребления. Однако исторические примеры говорят, что это не совсем так.
Поляки устроили голодный бунт в 80-м году, имея едва ли не самые большие нормы потребления продовольствия среди соцстран. Экономические трудности были лишь вторичным фактором, поводом для выступления. А первичным фактором стала делегитимация для поляков власти Кремля после осуждения Европой афганской войны и бойкота московской Олимпиады. Польша была отдана под власть Москвы по решению высшей в 45-м году власти Европы. Условием этого были советские гарантии новых польских границ. В 75-м в Хельсинки условие было исчерпано, да и мандат был сильно изменен. А в 80-м был поставлен вопрос о его отзыве. щую забастовку только после того, как Горбачев символически утратил контроль над Кремлем, уступив требованию российского съезда о выводе войск. Хотя экономические трудности в Белоруссии начались задолго до этого.
Белорусские избиратели в 94-м одобрили президентский мандат лишь в связи со сложным экономическим положением. И главным условием этого мандата является регулярное получение в Кремле экономических преференций.
Поэтому Лукашенко вынужден после резких антироссийских демаршей, как в ноябре прошлого года, присылать с извинениями своего премьера, и перед каждым Новым годом приезжать в Кремль лично, уверяя в лояльности и обещая продвижение в деле интеграции. Но как только все бюджеты и квоты утверждены во всех инстанциях, лицо батьки расплывается в довольной улыбке, и он разражается обширным антироссийским докладом. Подтверждая тем самым формулу своей евразийской легитимности: мол, куда эта Россия денется.
Именно с удержанием условного политического мандата связаны, казалось бы, совсем несуразные действия батьки в сфере экономики. Сначала призывается российский инвестор, который под личные гарантии батьки вкладывает 10 миллионов долларов в пивоваренный завод, а потом честное слово президента забирается обратно, но деньги при этом не возвращаются. Выступая перед студентами Минского университета, Лукашенко даже бахвалится: вот я какой смелый, никто из президентов не может так же обидеть российских олигархов. И тут же, ничуть не смущаясь, произносит дежурную фразу о необходимости привлечения инвестиций.
Полный бред? Ничуть не бывало. Во-первых, экономические трудности от такой политики не проходят, а только усугубляются. И во-вторых, главным источником денег в экономику остается поездка Лукашенко в Кремль. То есть оба условия мандата успешно подтверждены.
|