В Беларуси есть свои олигархи. О них, естественно, не пишет правительственная пресса. Они не входят в рейтинги «миллиардеров Форбса». Им нельзя делать заявления и покупать английские футбольные клубы.
Но они очень влиятельны и обладают весьма приличными состояниями. Свободных денег у влиятельных белорусов много. Правда, в отличие от российских коллег, которые все свои свободные средства инвестируют в производственные активы, покупают сырьевые месторождения, выстраивают финансово-производственные холдинги, белорусские олигархи все свои состояния держат в «кэше» или на чужих «спящих» счетах. Это «мертвые» деньги. Только развлечения, подпольный отдых за рубежом и одежда «от кутюр» для жен/дочерей. Амбиций и ума явно не хватает.
В Беларуси в отличие от России, построен настоящий «олигархический капитализм». Небольшая группа людей обладает с одной стороны всей полнотой политической и экономической власти, а с другой – она контролирует все финансовые потоки и производственно-транзитные мощности республики. Перераспределение влияния и ресурсов внутри Беларуси произошло быстро и уложилось всего в одну «пятилетку». Предложив концепцию «сильной президентской власти», Лукашенко тут же получил возможность прямыми президентскими указами наделять своих «партнеров» лакомыми кусками госсобственности, транзитных магистралей, потребительских рынков, строительных объектов. Негласно, конечно. А все дело в стратегии развития национальной олигархии. Скажем, в России местные олигархи не только активно возводили свои «сырьевые империи», но также попытались влиять на общественное мнение, обильно и агрессивно скупая электронные и печатные СМИ. В Беларуси все медиа со временем оказались в одних руках – правительство взяло под жесткий контроль общественное мнение. Для построения «олигархических сообществ» монополизация медиа жизненно необходима, а потому борьба Лукашенко с независимыми газетами являлась частью дальновидной стратегии. Ведь что произошло в России? Там в большом количестве начались так называемые «информационные войны», когда газеты одного олигарха во всех подробностях живописуют тайные дела и роскошный образ жизни олигарха №2. Эти войны сильно наэлектризовали общественное мнение, которое к тому же назубок знало фамилии 30-50 олигархов, якобы виновных в обнищании основой массы россиян. В Беларуси ни полслова «новые олигархи» не говорили друг о друге публично. Выяснение отношений они, как правило, переносили в рабочий кабинет или в домашнюю резиденцию Лукашенко. И только в этих двух сакральных местах происходил реальный подсчет того, кто и сколько заработал, а также выяснялось насколько был обманут сам президент. [...]
|