Практически первым делом, инициированным свеженазначенным ректором является «укрепление дисциплины», «закручивание гаек», что сопровождается кадровыми чистками от ректората до кафедр. Вторым делом после назначения «своих людей» – ремонт в вузе и дорогостоящие закупки. Подрядчиками и субподрядчиками, поставщиками чего-то отдаленно имеющего отношение к учебному процессу становятся «хорошие парни». Для проформы может также проводиться «тендер по-белорусски». Разумеется, все это за счет налогоплательщика, студента-«платника». На строительство студенческих общежитий, приглашение именитых профессоров денег не остается. Не остается их и на финансирование исследовательской деятельности аспирантов.
Выделяемые через Минобраз бюджетные деньги на научные мероприятия часто расходуются не по назначению. Внедренным в стандарт нонсенсом является следующий сценарий участия в научной конференции: молодой ученый, помимо уплаты налогов (бюджет Минобраза) также оплачивает из своего скудного кошелька дорогу, питание, проживание в другом городе, регистрационный взнос и сам сборник конференции. Фактически ? научных конференций проводятся в таком «платном» формате.
Очевидно, проблема деградации белорусского высшего образования имеет системный характер и не может рассматриваться только в контексте бюджетных ассигнований.
Деградация научных школ ставит под вопрос будущее белорусской науки, полноценного вузовского образования. Таковых нет в целых отраслях наук, что не мешает присуждать докторские степени, пополнять когорту членкоров и действительных членов Академии наук.
Один из наиболее известных публицистов, доктор философских наук, профессор Валентин Акулов ежегодно устраивает порку обскурантам от философии. Показательна его недавняя статья «Фобософия по-белорусски», нещадно бичующая состояние философской науки и ее преподавания – вплоть до разбора грубейших ошибок в понимании предмета философии авторами учебного пособия для вузов с грифом Минобраза [23].
Нет научных школ и в исторической науке. Известных за пределами Белоруссии историков можно пересчитать по пальцам – и на том спасибо системе подготовки БССР. Откуда взяться полноценным научным школам в «сильной и процветающей» РБ, в коей «методологический маразм» дошел до такой степени, что впору вспомнить методы борьбы хунвейбинов с «черепахами». Иначе нельзя: методисты Республиканского института высшей школы (РИВШ) официально и настоятельно рекомендуют в учебной программе по античной истории слово «античной» заменить на фразу «Древней Греции и Рима», поскольку-де «античность» ассоциируется только с Древним Римом, но не с эллинскими полисами.
|