На словах Минобраз декларирует «переход к инновациям», «информационному обществу», «построение социально ориентированного государства», а на деле цепляется за прошлый век [16]. Компьютерных классов в вузах не хватает – при занятиях в две смены, в т.ч. и по информатике, доступ всех желающих к подготовке реферата или курсовой невозможно обеспечить в принципе. Учитывая крайне скромные семейные бюджеты родителей большинства студентов, домашний компьютер, подключенный к Интернет – штука далеко не повсеместно распространенная. Особенно среди приезжих, которым и жилье-то обеспечить не могут (даже в БГУ со средним баллом около Cool [17], не говоря о стипендиях [18], льготном проезде [19] и проч. Т.о., студент вынужден идти в Интернет-кафе и скачивать на скорую руку реферат халтурщика Васи Пупкина. К слову, стоимость интернет-трафика в РБ в 8-12 раз дороже (благодаря госмонополии), нежели в соседних странах.
Вся система подготовки студента больна формализмом, «заточена» под выкачку денег из платного обучения. Не считая частных институтов, 2/3 студентов БГУ и других государственных вузов обучаются на платной основе. С учетом того, что более половины населения республики имеют доход на уровне черты бедности, 2 тыс. долл. на обучение чада в вузе (не считая питания, проживания и т.д.) – большие деньги [20]. Поэтому вся система подготовки кадров в высшей школе РБ порочна: финансируется не учебный процесс, не студенту и преподавателю обеспечивается приемлемый уровень жизнедеятельности. Деньги, выделяемые на высшую школу, фактически уходят на содержание огромного бюрократического аппарата.
Возьмем верхушку этого айсберга: в белорусском вузе, как правило, насчитывается по 5 проректоров – по научной работе, учебной, идеологической, по хозяйственной части, по кадровым вопросам и т.д. [21] Своеобразный антирекорд по количеству проректоров установил в свое время ректор БГУ А. Козулин. Такого бюрократизма нет ни в одном из ТОР-100 ведущих вузов мира. В Кембридже, Оксфорде, Йеле, Массачусетском технологическом вообще нет проректоров – между студентом и деканом факультета, деканом и ректором нет ни каких лишних «прокладок», кафедры имеют широкую автономию, самоуправляются.
Осложняет ситуацию чудовищная забюрократизированность учебно-воспитательного процесса. Документооборот небольшой вузовской кафедры сопоставим с райкомом советской эпохи. Среднестатистический преподаватель вуза ведет минимум 3 журнала своей работы, ежедневно тратит на бюрократические отписки не менее получаса времени. Даже перенос семинара он не может решить с методистом – нужно написать служебную записку и получить визу декана. Систематические отчеты с «простынями» показателей – это проза жизни учителя, преподавателя [22]. Такой искусственно созданный документооборот требует не только оргтехники, расходных материалов к ней, но и методистов, лаборантов, пополняющих бюрократическую вертикаль вуза.
|