Показать сообщение отдельно
  #36  
Старый 25.08.2011, 19:08
Виктор Трэвис
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию

Белорусские власти, кажется, начинают осознавать свою беспомощность в реформировании не только высшего образования, но даже среднего. В данном случае показателен скандал вокруг школьной реформы и трагикомическая ситуация со школьным выпуском 2009 г. Так выявилась лишь часть проблем, но и из них не все были официально артикулированы.
Общим местом системы образования является проблема превращения школы, техникума, вуза в лекторий при деградации воспитательной составляющей. На протяжении веков классики подчеркивали: без воспитания, педагогики нет полноценного образования, но в учебных заведениях всех уровней воспитание подменено отвратительными административно-пропагандистскими мероприятиями.
Притча во языцех – низкое качество учебной литературы. Более того: в связи со «школьной реформой» ощущается дефицит учебников как таковых [12]. Лет 10 назад А.Лукашенко поставил вопрос о новом качественном учебнике по истории – воз и ныне там. Как по содержанию, так и по стилистике учебники по «Ч.О.Г.», истории – практически всем предметам «соцгумблока» вызывают много обоснованных претензий как у педагогов, так и у учащихся. Фактически, учащиеся выступают в роли подопытных лягушек, на которых отрабатываются «сырые» диссертации аспирантов и докторантов.
Таким образом, кадровый кризис усугубляется рядом других проблем, что в итоге приводит к коме школьного образования. Средняя школа в прямом и переносном смыслах становится опасной для будущих поколений [13].
Понимая, что при данной стратегии речь вести об инновационном развитии очень сложно, сделана ставка, образно говоря, не на ученого или инженера, а на рабочего. Пусть даже это будет и квалифицированный сантехник, слесарь или каменщик – всякий приносящий пользу труд почетен. Но не рабочий определяет уровень технологий в ХХI в. Высококвалифицированный рабочий может собрать продукт «хайтек», но не может его разработать. И если речь идет о «сборочном цехе» с прицелом на ЕС, то надежды эти напрасны: китайцы и малазийцы быстро обучаются и делают холодильники быстрее и дешевле при сопоставимом качестве. Кроме того: кто-то ведь должен сделать восьмиклассника именно высококвалифицированным, а не рядовым рабочим? Возвращаясь из туров в Поднебесную, профессура БГУ не устает выказывать свое восхищение динамичным развитием страны, над которой еще лет 15-20 назад потешалась. При этом студентам рассказывается, какая там дешевая рабочая сила – рабочий на стройке получает USD50 в месяц, и на его место очередь. Мол, будьте счастливы распределением в сельскую школу. Но забывают рассказать о ежегодных ассигнованиях на науку и образование в РБ и КНР, о том, сколько получает профессор Пекинского университета. Это в РБ он получает столько же, сколько рабочий Минского тракторного завода, а в Китае сам подход к образованию принципиально иной.
Ответить с цитированием