Показать сообщение отдельно
  #35  
Старый 25.08.2011, 19:08
Виктор Трэвис
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию

С профессорско-преподавательским составом дела чуть лучше. Зарплата преподавателя вуза – около USD250, т.е. как у школьного учителя. При инерционном стремлении родителей дать детям высшее образование, конкурс в педвузы до недавнего времени был высок. Особенно среди девушек. Поэтому лицо белорусских дошкольных, средних, средне-специальных и высших учебных заведений – женское. В последние годы учреждения образования педагогического профиля испытывают отток абитуриентов, впервые обнаружился недобор на ряд специальностей. В областных центрах сложился теневой рынок «устройства» в школы, где педколлектив более или менее гарантирует качество обучения. Один из основных критериев поиска СШ – наличие специалистов старой советской школы, умеющих работать с детьми, желающих их воспитывать, а не «отбывать номер».
К сожалению, советская школа педагогического мастерства уходит в небытие вместе с ее последними представителями пенсионного возраста. Поэтому сегодня в педагоги идут или законченные альтруисты (коих ничтожный процент), или те, для кого жизненное кредо укладывается в слоган «Если нет иной дороги – поступайте в педагоги!».
Социологические опросы показывают неизменную динамику снижения социального статуса педагога и ученого. Педагогическая практика и научная деятельность в общественном сознании приравнены к лузерству и отсутствию перспектив на достойную жизнь.
О состоянии белорусской школы красноречиво говорят результаты тестирования по белорусскому и русскому языкам, математике и другим предметам. Обнародованные данные, казалось бы, отсекали от высшего образования тысячи абитуриентов. Но им пришло на помощь министерство образования: был понижен проходной бал по тестам [11]. Логично предположить, что в 2009 г. тесты вовсе надо будет отменить, заменить их собеседованием. Хотя эффект от этого будет аналогичный: и на третьем курсе «поток сознания» – норма ответа студента.
Фактически на 1-3 курсах вуза со спорным успехом преодолевается «провал» среднего образования – по второму кругу изучается История Беларуси, в расчлененном виде – «Человек. Общество. Государство» (обществоведение) и др. предметы. По ходу «контрольных срезов» и зачетов выясняется: будущий юрист из числа студентов старших курсов затрудняется в определении сущности категории «правовое государство», экономист – политэкономии, и те, и другие не помнят даты образования СССР, освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков, количество планет солнечной системы, не знают фамилий спикеров обеих палат парламента… Хотя это – школьная программа, вопросы элементарной эрудиции, ориентации в пространстве и времени.
Ответить с цитированием