По сути, речь идет о дополнительном налоге – налоге на школьников [2]. В детсадах ситуация аналогичная.
Вернемся к бюджету и расходам на науку и образование. ВВП вырос со времен «лихих девяностых», вырос бюджет республики, но «проценты» на науку и образование остались мизерными [3]. Почему?
Вот мнение С.Ю. Солодовникова, доктора экономических наук, руководителя Центра социально-экономической теории и трудовых отношений Института экономики НАН Беларуси: «…сферы экономики, формирующие постиндустриальный уклад и непосредственно определяющие уровень развития человеческого капитала и значительно влияющие на социальный капитал (наука, высшие и средние специальные заведения), финансируется по остаточному признаку. Так, например, бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет сегодня 224700 рублей (по 30 октября 2008г.), а ставка тарифного разряда бюджетных организаций 73000 рублей» [4].
Итак: наука и образование финансируются по остаточному принципу.
Даже в условиях «глобального экономического кризиса», когда сокращаются расходы на армию, страдают от роста цен и налогов учителя и врачи – нонсенс, но факт – находятся возможности подбросить денег милиционерам и чиновникам [5], а также далеко не бедствующим депутатам «ППНС» [6]. В то же самое время ЕС наращивает финансирование научных проектов [7], годом науки и инноваций предлагают объявить 2009 г. молодые ученые СНГ [8]. Среди статей бюджета РБ 2009 г. находим 17,5 млрд. на Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (БРСМ, финансируется за счет налогоплательщика) – деньги просто распыляются. Не в учителя вкладывается государство, а в милиционера, депутата, школяра со стилизованным комсомольским значком на лацкане…
Вместе с тем зарплаты белорусских ученых весьма невысоки. Так, кандидат наук предпенсионного возраста (т.е. с большим стажем), старший научный сотрудник одного из институтов НАНБ получает около USD250 в эквиваленте. Его коллега в вузе (кандидат наук, доцент) – USD350-400 [9]. Школьный учитель – около USD250 в эквиваленте в зависимости от стажа/категории [10]. Врач поликлиники – того меньше. Поэтому чиновники в панике: тотальная нехватка врачей даже в столице, дефицит медперсонала – более 60%, медсестры выполняют функции врачей, врачей принуждают брать сверх ставки суточные дежурства и дополнительно до ставки «сверх», дробя ее по разным отделениям; главврачи умоляют ушедших на пенсию пенсионеров вернуться – работать некому. Зарплата воспитателя детсада – около USD200, что вынуждает заведующих брать на работу почти всех, кто изъявит желание заботиться о дошкольниках. В школах остро не хватает учителей иностранного языка, информатики и т.д.
|