Ошиблись: подполковник оказался человеком честным. О происшедшем на его глазах преступлении доложил своему начальству. Но там, как показали дальнейшие события, честностью и не пахло. Скандал постарались замять. Подполковнику пришлось уйти из “органов”. Ушел, не потеряв достоинства, оставшись верным присяге, которую принимал, начиная милицейскую службу.
А что же учителя, которые в той избирательной комиссии, полагаю, были? Грызет ли их стыд? Не знаю. Но уверен: к беззакониям со своим участием уже привыкли, как привыкает горбун к своему горбу.
Совесть исполнителей неблаговидных дел их начальники-заказчики обычно глушат стандартной фразой: “Так надо”. Тут бы самое время исполнителям спросить: кому надо? Но ведь молчат! Знают, что идут на подлость, и все-таки идут. Идут массово. Вот что страшно. Вот почему бьет тревогу И.Халип. Ее эмоциональное, но вполне обоснованное выступление на сайте “Хартия’97” заслуживает не насмешки, а поддержки.
Можно ли согласиться с таким утверждением С.Букчина: поскольку общество еще не созрело для радикальных перемен в сторону демократизации, то нечего выходить на площадь и требовать этих перемен? “Сначала надо, — считает он, — создать условия для самого главного — диалога власти и общества”. Сначала “должен быть соответствующий процесс”.
Однако сами по себе этот “процесс” и эти “условия” не возникнут, если общество будет оставаться безголосым, если не вытравлять из него холопскую психологию, уже так прочно угнездившуюся в сознании многочисленных граждан. Так кто же этим будет заниматься? Только лишь политики от оппозиции или, скажем, публицисты, которым не занимать гражданской отваги? Кстати, к таким публицистам, безусловно, относится и Семен Букчин. Но коль уж говорить о категориях совестливых и неравнодушных, способных активизировать упомянутый процесс, никак нельзя обойтись без учителей. Уже по своему предназначению они обязаны (подчеркиваю: обязаны!) быть мотором в воспитании высоких нравственных качеств, а значит, гуманизации общества, и, конечно же, этой своей повседневной работой могут всколыхнуть его к добрым переменам.
|