Легче не станет
Но на любом зрелом рынке за суетой мелких фирм внимательно наблюдают крупные. Успех любой мелкой фирмы для них - свидетельство наличия ниши на рынке. В США успешные мелкие фирмы, как правило, покупают. В Европе чаще крупные организуют альтернативное производство. Это - на Западе, где и помощь банков, и работа венчурных фондов помогает выжить. В России скупка или захват успешной фирмы - рядовое явление. Причем уже не только своим, но и западным капиталом. У нас фирмам помогали выжить только опасения крупного западного и российского капитала вообще входить на наш рынок. Сейчас нас "строят", заставляют открыть свой рынок, работать цивилизованно. А значит - и к нам придут. 10 лет на становление давать не будут никому. И нашему бизнесу, кроме торгового, легче не станет. При самой либеральной экономической политике.
В условиях отсутствия сейчас и в ближайшей перспективе у государства ресурсов для массированной поддержки и модернизации госсектора, частно-государственное партнерство для госпредприятий вообще является единственным условием выживания. Но не менее важным оно является и для нашего частного производственного бизнеса: если место госсектора просто займет западный и российский капитал - места для развития ему не останется.
Что может дать госсектор частному бизнесу? Прежде всего - сбыт. И импортозамещение: многое из ввозимого мы можем и сами произвести. Да и сокращение издержек: производство многих деталей и узлов целесообразно передать частнику по аутсорсингу. Наш и зарубежный капитал могли бы сотрудничать и в формировании сервисно-сбытовых сетей за границей.
Очень нужна как инструмент организации партнерства безотзывная оферта. Это - широко используемый в мире инструмент гарантий инвестиций. Например, одесский еврей Цитрон (изменивший во Франции фамилию на Ситроен) и возник в 1915 году как промышленник из безотзывной российской оферты на поставку шрапнельных снарядов. Под оферту за полгода с нуля в кредит построил завод, закупил станки, завез как рабочую силу часовщиков из Швейцарии (в военной Франции был дефицит рабочей силы), выполнил заказ - и разбогател. А уже после войны перепрофилировал завод на автомобили. Фирма и сейчас процветает. Для наших малых и средних частных предприятий такая оферта - важнее любых законодательных гарантий.
|