А что имеем сегодня мы?
Во-первых, говорить о доходности предприятий государственного сектора ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве нет оснований. Поскольку у нас нет обоснованной методики оценки их капитала. Показатели рентабельности реализованной продукции, себестоимости не дают ответа на главный вопрос: как используется доверенный предприятию государственный капитал? Сколько его? Ни стоимость его приобретения в советские времена, ни его балансовая стоимость в экономическом смысле ничего не означают: масштабы цен изменились настолько, что никакой системой коэффициентов объективную картину выстроить уже невозможно. Широко используется в производстве и оборудование, которое давно самортизировано. Как расценивать эффективность производства, укомплектованного таким оборудованием? Как высокоэффективное, поскольку прибыль идет на минимальный капитал? Или как убогое, поскольку неизвестно, что делать, если оно ненароком выйдет из строя?
Во-вторых, сложившаяся у нас структура доходности далека от идеала. В банковском секторе рентабельность сложилась на уровне 15%, в розничной торговле - 30%, в строительстве - 25-30%. Правда, в результате текущего кризиса, вполне вероятно, во всех этих отраслях будет перенакопление капитала со всеми сопутствующими проблемами. В целом, при убыточности государственного сектора и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Но и частному сектору в промышленности соревноваться в рентабельности с торговлей трудно: конкурировать в ценах приходится с западными и китайскими компаниями, работающими зачастую, особенно на стадии входа на рынок, на 6-8% рентабельности капитала. А много на зарплате работников (при дороговизне кредита и большей частью недостаточном техническом уровне и небольшой серийности) не отыграешь. Рентабельность в 20% при высоких рисках в производстве считается очень неплохим показателем. А это означает, что накопления в нашей торговле, строительстве, услугах в производство перетекают очень неохотно. Кредит для производства недоступен. Потому и развитие наших частных предприятий идет исключительно медленно, как правило - за счет собственных накоплений. И их становление выходит за пределы 10 лет.
Случаются, конечно, и исключения. Но это - именно исключения. Частная фирма создается либо под идею, либо конкретным человеком под свой потенциал. И под определенную нишу на рынке.
|