Как отойти от пропасти
В разборках между основными центрами экономической силы страдающей стороной в первую очередь стали экономики небольших государств. Те экономики, которые были в рамках экономических союзов привязаны к центрам силы, поневоле стали донорами, помогая за свой счет центрам преодолеть кризис. Типичные примеры – Греция, Португалия, Ирландия, Мексика. Не легче и странам, чьи экономики жестко не привязаны к экономикам основных центров силы. Их интересы просто игнорируются, и их потери в кризис оказываются много больше, чем у богатых стран. Самые показательные примеры – Исландия, Тунис.
А между тем мировой экономический кризис и не думает заканчиваться, как бы его ни "уговаривали" политики и придворные экономисты. И перед большинством небольших стран стал вопрос о путях выхода из него.
Понятно, что "греческий вариант" с массированными вливаниями десятков миллиардов евро через кредиты государству доступен очень немногим. Даже и небольшие кредиты такого рода сегодня обусловлены требованиями сокращений бюджетных расходов, свертывания социальных программ, ростом безработицы. Да и эффективность таких вливаний весьма проблематична: пока ни одна страна, получившая антикризисную помощь, впечатляющих успехов в борьбе с кризисом не добилась. Показательный пример – Греция, сократившая расходы, в том числе и социальные, получившая значительные кредиты, но вновь подошедшая к грани дефолта.
Как оказалось, деньги – еще не всё. Нужно еще знать, куда их вложить, иметь инструменты для инвестирования. Греции, например, первые кредиты просто предоставили время. Но использовать с толком это время страна не смогла. Как, впрочем, и мы.
Прямые иностранные инвестиции в условиях экономического кризиса идут в небольшие экономики очень неохотно. Развертывание добычи природных ископаемых требует значительных стартовых инвестиций, что самостоятельно сделать для небольших стран затруднительно. А что тогда остается?
В этом и вопрос. Белорусский опыт государственного управления промышленностью при преимущественно частном капитале в торговле и сфере услуг и дозированном привлечении частного, своего и иностранного, капитала в другие сферы экономики мог бы быть востребован в мире. Прежде всего для стран, которым "не светит" "греческий вариант". Если бы был успешен.
|