Но все эти малодушные самооправдания отпадают сами собой, когда человек начинает понимать оккультную сторону своей человеческой природы, ее божественное происхождение, ее скрытую безграничную силу, которая действительно сможет «сдвинуть горы», когда он узнает эту силу и уверует в нее до конца. Тогда он уже не остановится перед трудной, подчас очень утомительной борьбой со своими недостатками и слабостями, перед неустанным, напряженным трудом по перестройке своего характера, своих мыслей, чувств и эмоций, всей архитектуры своего внутреннего мира.
Конечно, эта работа под силу взрослой душе, слабый духом человек на нее не способен, потому что вся тайна достижения сводится к тому, кто окажется победителем: низшая природа над высшей, или высшее Я над низшим, над своим ограниченным, страстным, малым разумом.
Для человека нашего времени и нашей культуры, такая победа очень трудна, но не потому, что она требует гигантских усилий или необычайной силы воли, а потому, что она требует очень большой выдержки и очень большого терпения, т.е. как раз тех свойств, которые так редко развиваются в нашей лихорадочно спешащей, устремленной на исключительно одно внешнее, европейской культуре.
Один из самых красивых символов душевной силы принадлежит древним индусам: победитель своих страстей, с гордо поднятой головой, стоит на колеснице, спокойно и уверенно держит он поводья, и покорно несут его укрощенные кони с быстротою ветра — если он захочет того — или же останавливаются как вкопанные по легкому мановению его руки. «Даже боги завидуют тому, чьи обузданы страсти, как кони, укрощенные возницей» — говорится по этому поводу в священной книге Востока «Дхаммападе» (94 стих).
В этом образе выражена истинная сила, власть не над другими, а над собой, и кто в состоянии увлечься таким идеалом, тому не следует бояться трудностей внутренней работы над собой.
Нужно только верить в себя, и тогда силы появятся; кроме того, не следует забывать, что все усилия нашего высшего Я сохраняются навсегда, всякая победа сверхличного над личным является в полном смысле работой для вечности.
Когда знаешь это, является совершенно новый источник вдохновения, из которого можно черпать столько силы, что становится возможным и то, что до тех пор казалось недосягаемым.
Такая работа над собой есть путь к Святости, к Богочеловечеству, и она доступна всем, кто полюбил внутреннюю красоту человека. Я не могу останавливаться на методах этого пути, подробно разработанных в теософической литературе, особенно в прекрасных книгах А. Безант.
Интересующимся этим вопросом я могу указать на ее статьи и книги, имеющиеся в русском переводе: «Законы Высшей Жизни» («Вестник Теософии», 1908 г.), «В Преддверии Храма», «Путь Ученичества», «Сила мысли» печатается в «Вестнике Теософии» в этом году (1912 г. — ред.). Мне хотелось только указать на первоначальные шаги в этом направлении, на ту работу мысли, с которой следует начинать.
|