Посткризисный период может быть опаснее самого кризиса
По опыту многих стран именно в посткризисный период возрастает в стране суицидальность – как правило, среди тех, кто не смог адаптироваться к новым условиям, отмечает Сергей Попов, поэтому, как бы тяжело ни было, нужно перестраиваться.
"То, что люди сейчас злятся и раздражаются, еще не говорит о том, что у них повысился уровень тревожности и с их психикой что-то не так. Пока это только в большинстве своем агрессия, которая не обязательно может вызвать психические расстройства, но зато может поспособствовать инфаркту миокарда или инсульту. Не зря говорят, что добрые люди инфарктом не заболеют, - говорит И. Сорокин. - Когда ко мне приходят агрессивные люди с психическими расстройствами, чаще всего я прописываю им какие-то препараты. Но стоит ли так злиться? Агрессия – это всегда деструктивно, независимо от того, на кого она направлена: на государство или на общество. Если вы злитесь, возьмите ракетку теннисную да побейте мяч об стену, или сходите прогуляйтесь, и злости меньше будет!"
По словам психиатра, психическое состояние людей может пошатнуться, если постоянно пытаться заглянуть в будущее.
"А что будет, если завтра цены опять поднимутся? А что, если зарплату урежут? А что, если не хватит заплатить за коммунальные? А за бензин? Ответ лишь в том, что нельзя точно знать, что будет завтра. Когда это осознание приходит, то человек начинает жить здесь и сейчас. Ну да, купит он себе меньше чего-то, но от этого не умрет, зато не будет у него ни тревожности, ни депрессии. Именно такой человек и отличается от остальных", - говорит специалист.
Как отмечает психолог Диана Комлач, надо понимать, что кризис всё равно когда-то закончится, ведь еще не было такого кризиса, который бы не закончился. А то, что надо затянуть потуже пояса, так в этом ничего смертельного нет, подчеркивает она.
"На периферии людям легче переживать кризис. Когда весной он начался, люди просто вспомнили старые добрые времена: посадили побольше картошки и т.д. В столице сложнее, но сложность – это как раз та цена, которую мы платим за жизнь в столице, - говорит она. – Как-то ко мне обратилась женщина и рассказала, что пришел к ним начальник и сказал, мол, мы вас отправляем в отпуск за свой счет, но вы будете приходить на работу. По сути – бесплатно работать. Возможно, этот начальник в кризис и не мог поступить по-другому. Но когда ко мне обращаются руководители организаций, я им говорю, что своим сотрудникам надо открыто всё говорить: мол, я не хочу вас сокращать, но не могу и удерживать и прошу вас остаться в это сложное время с нами. Но, бывает, приходится и сокращать.
|