Такое положительное отношение
вовсе не означает , что вы
соглашаетесь с немусульманами и
отказываетесь от того , что
различает вас. Это означает, что вы
должны быть честными, добрыми
и сдержанными по отношению к
своим соседям в любых ситуациях.
Разъясняя данные слова, имам аль-
Куртуби, рахимахуллах, сказал:
«Здесь говорится о том, что Аллах
разрешил поддерживать
дружественные отношения с теми,
кто не противодействует
мусульманам и не нападает на
них ». Имам Куртуби, рахимахуллах,
приводит мнение Абдуррахмана
ибн Заида , который сказал, что
данное руководство существовало
на заре Ислама , когда не было
нужды в борьбе, но позже оно
было отменено. Имам Куртуби,
рахимахуллах, также приводит
слова Катада, рахимахуллах,
который говорит, что данный аят
был отменен другим аятом из суры
« Ат-Тауба» (9:5):
«А когда закончатся запретные
месяцы, сражайтесь и убивайте
многобожников, везде, где
встретите их...»
Приведя эти два мнения и другие,
похожие на них, имам Куртуби,
рахимахуллах, заключил:
«Большинство толкователей
согласились, что этот аят не был
отменен. Они приводят историю,
переданную Бухари и Муслимом об
Асме бинт Абу Бакр , разыАллаху
анха, которая спросила Пророка,
солляллаху алейхи ва саллям,
может ли она принимать свою
мать -немусульманку, которая
посетила ее в Медине, и быть
доброй к ней, и Пророк,
солляллаху алейхи ва саллям,
ответил: «Да».
Данный аят был ниспослан в связи
с этим случаем . Аль-Мауарди и Абу
Дауд сообщали, что сын Абдуллы
ибн аз-Зубайра рассказывал, как
его отец говорил ему, что до
принятия Ислама Абу Бакр,
разыАллаху анху, развелся со
своей женой Кутайлой, матерью
Асмы, разыАллаху анха. И когда
между Пророком, солляллаху
алейхи ва саллям, и
многобожниками-курайшитами
наступило перемирие, она
навестила свою дочь в Медине и
принесла ей серьги и другие
подарки . Асма же не хотела
принимать дары, не спросив
Пророка, солляллаху алейхи ва
саллям. В ответ на ее вопрос Аллах
ниспослал данный аят. Когда
Аллах говорил: «будьте с ними
добры и справедливы», — то, по
словам аль-Фараа, Всевышний
имел в виду тех, кто заключил
соглашение с мусульманами не
нападать на них и не
поддерживать нападающих .
Аллах повелел мусульманам,
исходя из этого соглашения, быть
добрыми и честными с [такими
немусульманами].
Кади Абу Бакр ибн аль-Араби,
рахимахуллах, говорил, что слово
«кист» не является производным
от слова «справедливость», а
происходит от слова «деление» и
подразумевает, что вы можете
поделиться с ними частью своих
денег с целью поддержания
сердечных отношений .
Необходимо быть справедливым
как с друзьями , так и с недругами.
Имам Бухари и имам Ахмад
рассказывали со слов Анаса ибн
Малика , разыАллаху анху, о
еврейском мальчике, который
прислуживал Пророку,
солляллаху алейхи ва саллям,
готовил воду для омовения и
подавал обувь .
|