![]() |
|
TURK DUNYASININ TARIXI (ИСТОРИЯ ТЮРКСКОГО МИРА).
TURK DUNYASININ TARIXI (ИСТОРИЯ ТЮРКСКОГО МИРА).
|
я знаю что Тохтамыш отзивчивый полководчев ето империи.
|
Русский поп Иван Глазатый первый назвал Булгар (Булгарию) «Золотой ордой».
Это произошло уже после оккупации Казани во второй половине 16 века. Этот термин - «Золотая орда» - стали применять и применяют русские историки, что бы показать, что Булгарии и булгар не существовало. |
Мы знаем, что тюркское государство, созданное Бумин-ханом и Истеми Ябгу, было разделено на восточную и западную части. Ханы обеих частей находились в политических отношениях с китайцами. Мы ограничимся рассказом лишь о тех связях, которые были важными для тюркской истории
|
Тюрки и китайцы постоянно соперничали и враждовали между собой за политическое господство в Азии. На Дальнем Востоке превосходство было то у тюрков, то у китайцев. В середине VI века, когда ханы Бумин и Истеми создавали в Центральной Азии великое тюркское государство, Китай потерял политическое единство, и превосходство перешло к тюркам. На территории Китая появилось несколько самостоятельных владений. На западе Китая правила династия Ци. На севере было два государства, которыми владели династии Тоба. Эти государства назывались восточный Вей и западный Вей. Тюрки называли династии Тоба «Табгач» ( 733). Это были окитаившиеся тюркские роды. Ни один из них не был достаточно сильным, чтобы подчинить себе другой.
|
Бумин-хан умер в 552 году (735). После этого в восточной части Тюркского государства сначала правили его сыновья, а затем внуки. Брат Бумина и его постоянный соратник Истеми-хан создал новое государство в Западном Туркестане. Оно простиралось от Китайского Туркестана до бассейна Волги и от казахских степей до границ Ирана. В период, когда Истеми-хан создавал государство в Западном Туркестане, в Иране властвовал представитель династии Сасанидов Нуширван (531— 570). Время Нуш ирвана-один из лучших периодов иранской истории. Но уже при отце Нуширвана, Кобаде, Сасанидское государство стало проявлять признаки упадка. В эту эпоху Иран после мощного культурного подъема переживал события, способствовавшие его регрессу, подобно тому как это происходило в истории всех крупных народов
|
ОСМАНЛЫ ИМПЕРАТОРСТВА- (1299-1923)
|
ИМПЕРИЯ СЕЛДЖУГ (1038-1157)
|
Китайцы с удовлетворением наблюдали за междоусобной борьбой двух ханов. Вооруженные столкновения продолжались в течение нескольких лет. В конце концов войска Ишбара-хана были потрепаны настолько, что он понял бесперспективность дальнейшего противоборства и перешел под покровительство Китая (584 г.). Другими словами, он стал китайским вассалом
|
Это событие знаменовало конец величия государства Бумина, хотя оно и просуществовало еще некоторое время, управляемое своими ханами. В 630 г. при Кьели-хане восточные тюрки полностью потеряли политическую самостоятельность. Восточный Туркестан был провозглашен одной из провинций Китая, и тюрки стали китайскими подданными. Период китайского правления, как уже было указано выше, длился более 50 лет (до 682 года).
|
Согласно тюркской традиции, владение знаменем с таким древком было исключительной привилегией и правом великих хаканов. Таким *образом, китайцы, посылая Тарду-хану древко с вершиной в форме головы волка, ясно давали понять, что считают именно его Высшим хака-ном. Этот шаг китайцев был ловушкой, устроенной против тюрков, против их единства. Удивительно, но тюркские ханы не поняли этого.
|
Вслед за этим в результате интриг китайцев несколько беев в стране Ишбара-хана подняли против него восстание. Один из них, Талупйан, перебежал к Тарду-хану. Точно так же как переход Кара Юсуфа к Баязи-ту дал толчок к началу войны между ним и Тимуром, и переход Талупй-ана под покровительство Тарду стало причиной военного конфликта между ним и Ишбара-ханом.
|
Китайцы пре жде всего хотели ослабить наиболее близких к ним восточных тюрков. Едва придя к власти в Китае, Ян Кьен стал искать средства, способные посеять вражду между Ишбара-ханом и Тарду-ха-ном, настроить одного против другого. Самым действенным было бы вызвать взаимную зависть между двумя ханами.
Китайцы во все времена проявляли большое мастерство в использовании в своих целях соперничества между тюркскими правителями и беями. |
В описываемый период Тарду-хан был действительно могущественным властителем. В то же время в правовом отношении Ишбара-хан занимал более высокое место. Он считал себя Верховным ханом (Высшим хаканом), потому что был наследником Бумин-хана. Тарду-хан наследовал Истеми -хану, который подчинялся Бумину. Ишбара-хан испытывал зависть к более сильному Тарду-хану, страна которого была гораздо богаче. Последний же считал Ишбара-хана совершенно незначительным ханом, правившим где-то в Монголии. Ощущение реального могущества побуждал Тарду к пренебрежению политической традицией. Он вовсе не собирался подтверждать правовое превосходство Ишбара-хана. Китайцы, осведомленные об этих настроениях ханов, решили подогреть их взаимную неприязнь.
|
На начальном этапе для них было важным ослабить восточных тюрков с помощью западных. Разными способами они старались дать почувствовать Тарду-хану, что считают его выше Ишбара. Например, когда во дворец китайского императора одновременно прибывали послы обоих ханов, первым получал аудиенцию посол Тарду-хана. Равным образом его послам выказывалось большее внимание и гостеприимство. Впрочем:, китайцы не ограничились этим. Однажды китайский император послал Тарду в качестве подарка золотое древко знамени. Его вершина была выполнена в форме волчьей головы.
|
Отношения между династией Истеми-хана и Китаем
Истеми-хану в качестве правителя Западного Тюркского государства наследовал его сын Тарду-хан (576-603). Он был одним из могущественных государей своего времени. Ему были подвластны Западный Туркестан, часть Восточного Туркестана, казахские степи, а также население северного побережья Черного моря. |
Период правления Тарду-хана в Западном Тюркском государстве соответствует времени властвования Ишбара-хана в Восточном Тюркском государстве.
В соответствии с политической традицией тюрков хакан, резиденция которого находилась в священных горах Отукен, всегда считался самым главным ханом. Другие ханы подчинялись ему. Поэтому, с точки зрения общественного права, Ишбара-хан был выше Тарду-хана. Однако Тарду-хан на деле был во всех отношениях сильнее Ишбара-хана. Подвластные ему территории были больше, народ богаче. |
Около 581 года основатель династии «Суй» Ян Кьен подчинил себе весь Китай и стал проводить в отношении тюрков традиционную политику. Выше мы уже излагали ее основы, которые определялись целью внести раскол в тюркскую среду, столкнуть между собой различные группировки и таким образом ослабить тюрков.
Такую политику во все времена проводили крупные империалистические государства по отношению к политическим противникам и большим народам, подданным этих государств. Римляне сформулировали ее следующими словами: «разделяй и властвуй» |
В Византийских источниках не содержится сообщений о встрече Валентина с Тарду-ханом, однако известно, что несмотря на войну между Византией и тюрками, восточно-римский посол вернулся домой живым и невредимым.
|
Среди сведений византийских источников, касающихся посольства
Валентина, интересно следующее. Валентин привез с собой в «Тюркию» около ста тюрков. Возникает вопрос: что они делали в Константинополе? Очевидно, что это были не военнопленные, ибо тогда военные действия между византийцами и тюрками еще не начались. Без сомнения, это были тюркские купцы, чувствовавшие близость войны и по этой причине стремившиеся скорее вернуться на родину. Если отношения азиатских тюрков с византийцами установились после посольства Маньяка, то начало отношений европейских тюрков с Восточной Римской империей нужно отнести к более раннему периоду. |
Текущее время: 14:02. Часовой пояс GMT. |
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot