![]() |
Байкальские Легенды и предания.
Легенда о том, как произошел Байкал
Старики рассказывали так: На Земле земли не так уж много. Каждому известно, что отроешь яму на несколько саженей, а то и того меньше, и сразу пойдет разный песок, глина, камень и другая разная порода. Чем глубже копаешь яму, тем меньше земли, все камень идет да разный грунт, которого на земле не видно. А дальше в самой глубине земли, одни камни идут, а еще дальше вода. Есть камень, на который водой капнешь – он начинает кипеть и разваливаться. Вот и случилось лет тысячу назад: глубоко в земле сошлись вода и камень. Когда они сошлись, то закипели. Куда пару деваться? Он полез в разные стороны и сдвинул землю с места, и пошла она волной и пуще того заколебала всю землю. Так бурлила земля в глубине, бурлила, а потом вода и пар вырвались наверх, и покрыла вода низкие места. Дальше она идти не могла, кругом были горы, вот и получился Байкал. |
Легенда о Скале Шаман-камень – это — заповедная скала возле озера Байкал, у истока реки Ангара. Легенда об этой скале гласит, что Байкал хотел отдать свою дочь, красавицу Ангару, замуж за молодого воина по имени Иркут (один из притоков Ангары). Но Ангара влюбилась в другого рыцаря, Енисея и убежала к нему. Рассерженный отец бросил вслед дочери огромную скалу — Шаман Камень.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: — Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды. Байкал гневно крикнул: — Я могу дать только свои слезы! Тысячи лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. На этой скале приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю». |
Байгал-Далай (Байкал-море) в преданиях может быть добрым, щедрым, а так же злым, жестоким, безжалостно губящим людей. По рассказам кабанских бурят в море живет хозяйка Байкала Ехэ Тоодэй. У нее 226 сыновей и одна дочь Ангара. Сыновья приносят матери дары-добычу, а дочь пускает все по ветру. Хозяйка Байкала – могущественная мать богиня, любящая почтительное отношение к себе.
|
Татьяна,огромное спасибо,за легенды! Хочется верить,что в вашем арсенале их много и прям с нетерпением жду ваших следующих легенд.
|
Орлы
В мифах о Птице орле – Великом Отце Ольхона рассказывается о первом бурятском шамане: «Западные – добрые – божества создали людей, а восточные – злые – стали посылать на людей болезни и беды. Западные – добрые – послали в помощь людям Орла. Но люди ему не верили. Чтобы спасти людей, божества разрешили Орлу вступить в связь с Земной Женщиной. От этого союза родился первый ольхонский шаман». |
Омулевая бочка. Над рыбными угодьями, сказать надо, хозяйничали тут ветры-великаны - Култук и Баргузин, попервости – хорошие приятели. А страшилищами были оба - словами не передать! Густые волосы разлохмачены, пеной брызжут почище бесноватых, пойдут гулять по морю - света белого не увидишь! Любили они друг к другу в гости ходить - поиграть, повеселиться. А для забавы была у них одна на двоих игрушка чудесная - омулевая бочка.
|
Жима
В священной роще горы Жима жил человек, набиравшийся святости. Он постигал мудрость природы и законы богов. Заметив его успехи, боги сделали его гением горы Ижимей. Но у этого человека была жена. От жадности и зависти она перестала есть и спать. Забравшись на гору, она несколько дней била в бубен и кричала. - Женщина, почему ты не ешь, не спишь, забросила хозяйство? Почему ты тревожишь нас? – спросили ее раздосадованные божества. - Моему мужу вы дали гору, а мне ничего! - Разве муж и жена не одно целое? - Нет, - крикнула она – Я сама по себе! - А раз «сама по себе», то получи, - ответили боги и превратили ее в камень. И будет она каменной до тех пор, пока на земле существуют жадность и зависть. |
Жизнь легенды очень сложная. Возникнув, она живет веками, переходит из уст в уста, из поколения в поколение. В процессе живого бытования она подвергается изменениям. Каждый рассказчик легенды привносит в нее что-то свое. На нее оказывают влияние эпоха, социальный строй, быт, уровень развития культуры. Все это, вместе взятое приводит к тому, что каждая легенда имеет по несколько, версий, хотя сюжет ее может оставаться неизменным.
|
Дух каторжника
* * * Это было сто лет назад во время строительства Кругобайкальской железной дороги. Десятки тысяч рабочих строили эту дорогу, взрывая отвесные скалы и затем разгребая обломки вручную. Говорят, что к этой работе привлекали и каторжников. Однажды, во время взрывных работ на 139-м километре под обломками скалы погибло несколько человек. С большим трудом, расчищая завалы, рабочие извлекли трупы своих погибших товарищей и, как полагается, после церковного отпевания похоронили их на православном кладбище. Только тело одного каторжника так и не было найдено. Его могилой стали мраморные стены тоннеля, возведенные на месте трагедии. С тех пор дух этого каторжника, тело которого замуровали без христианского обряда, бродит по тоннелю по ночам или в сумерках и пугает своими стонами случайных путников. |
Могила Чингисхана
* * * Это было давно, когда на берегу Южного Байкала жили одни буряты - русских здесь еще не было. Во время одного из завоевательных походов против северных народов Чингисхан во главе своих войск вышел к Байкалу. Стремительно пронеслась легкая монгольская конница по льду озера и ворвалась в Тункинскую долину. Здешние жители, буряты, вынуждены были покориться грозному завоевателю. * *Чингисхану понравилась Тункинская долина, и он приказал своим людям похоронить его, после смерти, здесь, на берегу величественного Иркута. * *Когда Чингисхан умер, его тело, а также награбленные им богатства привезли в долину, положили на берегу Иркута и насыпали над могилой огромный курган. А рядом (там есть еще маленький курган) похоронили любимую жену Чингисхана, русскую княжну, которую взяли в плен во время вторжения на Русь. |
ХОЗЯИН ОЛЬХОНА
Есть на острове Ольхоне страшная пещера. Называется она Шаманской. А страшна она тем, что жил там когда-то повелитель монголов - Гэген-бурхан, брат Эрлен-хана, правителя подземного царства. Оба брата наводили ужас на жителей, острова своей жестокостью. Даже шаманы боялись их. И жил в это же время и на этом же острове, на горе Ижимей, мудрый отшельник - Хан-гута-бабай. Власти Гэген-бурхана он не признавал, да и самого его знать не хотел, во владения его никогда не спускался. Пытался грозный хозяин Ольхона подчинить себе мудреца-отшельника, да отступился: сколько ни посылал туда он воинов, гора никого не пускала. Всякий, кто отважился подниматься на гору, сваливался мертвым, потому что на головы непрошеных гостей с грохотом обру-шивались огромные камни. Так все и оставили в покое Хан-гута-бабая. |
(продолжение)
Горный ветер предложил спрятать цветок на самую высокую гору, Баргузин - в непроходимом лесу, Култук - в глубине моря, Сарма - в пади, а Ангара - под Шаман-камнем. Внимательно выслушал мудрый Байкал своих помощников и говорит: "Каждый из вас способен о нашей Байкальской Розе ветров позаботиться, укрыть ее от недостойных глаз. Но если человек будет честен, упорен, верен в дружбе и силен в делах, добр и красив душой - пусть ему откроется красота этого цветка. А потому не будем мы его прятать ни на высокой горе, ни в непроходимом лесу, ни в глубинах морских. Пусть Байкальская Роза ветров живет в моем сердце". |
(начало)
РОЗА ВЕТРОВ По легенде было у Байкала пятеро помощников, ветров -богатырей: Горный - отличавшийся упорством и выносливостью, честный и открытый Баргузин, верный друг и хороший товарищ Култук, сильная и своенравная Сарма и красавица Ангара со светлой и чистой душой. Все ветра служили Байкалу и хранили как зеницу ока волшебный цветок - Байкальскую Розу ветров. Многие люди хотели увидеть его, да мало кому это удалось. Кому-то упорства не хватало, кто-то хотел обманным путем на цветок взглянуть, кто-то со злом в душе шел за ним. Не открывался таким людям цветок, так и рос в тайне, только сам Байкал да ветры-богатыри знали, где его можно найти. Как-то собрались они вместе и стали совет держать. |
Татьяна!
Большое спасибо за легенды! С интересом все читаю. |
Склеп богатой женщины
В местности Бурхай, что в долине реки Голоустной, есть древние захоронения. Жители Голоустного уверяют, что возраст могил составляет более 800 лет. В то время на берегах Байкала еще не было кочевых бурят. Однажды, во время землетрясения, скалы раздвинулись, и приоткрылся вход в одно из захоронений. На деревянном помосте лежал скелет женщины — он был одет в блестящее платье. Тело было накрыто старой тканью. У головы лежали костяной гребень и китайское медное зеркальце с изображением солнца и дракона, а рядом стоял глиняный кувшин. Что было в кувшине, сегодня уже никто не помнит. По предположениям жителей Голоустного, женщина эта была китаянкой или монголкой, так как бурят в этих местах тогда еще не было, а тунгусы боялись Большого моря. К месту этого захоронения люди боялись приближаться. Но на Бурхае часто зимовали кочевые буряты. |
продолжение
И тут вспомнил он, что есть на берегу Байкала такое место, откуда бьют чудесные горячие целебные ключи. А поднимаются они из глубин земли по ходам, которые, как утверждают старые люди, соединяют Байкал с Ледовитым океаном, под землей вода и нагревается. Может, вода родного океана оживит чайку. Сел Шоно в лодку, взял с собой Чайку-Необычайку и поплыл через залив к заветному месту. Зачерпнул он деревянной чашкой воды и окатил ею мертвую птицу. Вода и впрямь оказалась живой: затянулась глубокая рана, зашевелилась, встрепенулась вдруг чайка. Взмахнула она крыльями и взлетела сильной, стремительной, гордой. С торжествующим криком поднялась в поднебесье и полетела на север. И, преодолев встречный ветер, вскоре скрылась из виду. А Шоно, проводив ее взглядом, счастливо заулыбался, и на душе у него стало легко и радостно. |
продолжение
Всеми силами стремилась Чайка-Необычайка вернуться на свою родину. Но много дней бушевали свирепые северные ветры и отбрасывали ее за байкальские хребты. Но вот она собрала последние силы, еще раз поднялась в небо и полетела над пустынной бухтой. И так печально и надрывно кричала она, что старый Шоно не вытерпел, схватил ружье и выстрелил в Чайку-Необычайку. Упала она на прибрежный песок, залитая кровью, и замолкла. Подошел Шоно к убитой птице, а как поглядел на нее, так защемило сердце у него от жалости и боли. Заметил он в глазах Чайки-Необычайки чистые, как родниковая вода, слезы... На оболочках ее неподвижных глаз увидел он застывшие радужные всполохи холодного северного сияния... И понял тогда Шоно, какую непростительную сделал ошибку, что поверил шаманам и убил Чайку-Необычайку Долго стоял он над ней, жалея ее и не зная, что делать дальше. |
продолжение
Где Шоно было понять, что птицу постигло большое горе. И он заспешил поскорее уйти домой. В скором времени об этой необыкновенной чайке, что наводила на всех щемящую тоску своими криками, узнали не только рыбаки Славного моря, но и охотники прибайкальской тайги и гор. И прозвали ее за необыкновенную величину Чайкой-Необычайкой. А шаманы поспешили объявить, что злополучная птица - это нечистая сила, жестокосердная вещунья грядущих бед и несчастий. Несмотря на то, что на море, богатом рыбой, было просторно и привольно, Чайке-Необычайке грезились огненно-радужные всполохи далекого северного сияния, полярный глухой снегопад, завывание пурги, лай и бег голубых песцов, могучий прибой студеных волн океана и грозное шуршание блуждающих ледяных гор. |
Чайка-необычайка
Это случилось на Байкале в одну глубокую холодную осень, после сильного урагана, когда все птицы давно уже улетели на юг. Проснулся на зорьке старый рыбак Шоно от странного крика чайки, никогда не слыхал он такого громкого, такого тоскливого крика. Выскочил он из юрты и увидел в небе огромную и диковинную чайку, такой он раньше не видывал. Необычных размеров чайку занесло на Байкал свирепым осенним ураганом. И она с первого же дня сильно затосковала по родному Ледовитому океану, потому что была полярной чайкой и никогда не покидала севера. Такие чайки все времена года проводят на своей родине и на юг не улетают. |
(продолжение)
Когда тунгусы выходили на большой берег, то все время плутали в ольхе и говорили: "котокель, котокель", что значит "непроходимая ольха". Потом они ездили к своим родичам и оттуда всегда торопились, чтобы засветло попасть на остров, и тоже говорили: "котокель, котокель", то есть им надо пробраться через ольху. Так и получилось, что и само озеро по-тунгусски назвали Котокелем. Русские пришли к Байкалу и узнали, что недалеко от него есть озеро Котокель, но ольхи той большой и густой уже в то время и в помине не было. А название, как видите, осталось. |
(продолжение)
Войны здесь между ними не было, но новое племя скрылось на острове этого озера. На том озере сохранился остров со скалами, видно, вода его не могла смыть, только все скалы проточила, глубокие дыры в них сделала. Поселилось прибежавшее племя в скалах, в готовых пещерах, и никто к нему не мог ни пройти, ни проехать. Жило оно там долго, многие поумерли, не увидев другого света. Когда их осталось мало, все-таки к острову пробрались тунгусы или орочоны, разные люди про то разное говорят. Но только пробирались они долго не то что до острова, а даже до самого берега озера, ольха тут все так переплела, что мошке в ней и то трудно было проскочить. Когда тунгусы все же пробрались через ольху, то на острове попали в незнакомое им племя. Тут они ужились вместе с тем племенем. |
(начало) Как появилось название озера Котокель
В древнее время на том месте, где появилось озеро, стояли высокие скалы. Кроме скал, а вдали крутых гор, на той земле ничего не было. Не водились там ни звери, ни птицы, на сотни верст не росло ни одного дерева. Когда образовался Байкал, то однажды поднялась сильная буря и вода из озера была ветром загнана на те скалы. От нахлынувшей воды скалы медленно начали разрушаться, волны унесли камни в Байкал, и постепенно там, где были скалы, появилась впадина. Земля под впадиной стала опускаться и заполняться байкальской водой. Вместе с водой в озеро пришла рыба. |
(продолжение)
Прошло много лет, Байкал замыл берег, и вода теперь уже не могла попасть во впадину, озеро осталось замкнутым в горах. Вокруг него сразу жизнь изменилась, далеко в горах стал расти лес, начала шуметь тайга, а по самому берегу на несколько верст к горам появилась ольха. Она так стала быстро расти, что вскоре берега стали непроходимыми, все переплели ее ветки. Много лет вокруг озера никто из людей не жил. Но вот где-то на востоке, за хребтами, началась война. Она шла много лет, люди воевали между собой до того, что их осталось совсем мало. Чтобы не извести себя совсем, одно племя убежало к Байкалу и встретилось с другими народами. |
Спасибо всем за интересные легенды, очень интересно и познавательно!
|
(продолжение)
Раньше старики часто запросто рассказывали: разобьет лодку на Байкале, а доски в Ледовитом находили, или что потонет в Ледовитом - на Байкале всплывало…» Вот и думали люди, что нерпа по этому таинственному каналу незаметно приплыла в озеро. На самом деле никакого канала нет. Скорее всего, нерпа проникла в Байкал по системе рек Енисей - Ангара в ледниковую эпоху. Это предположение подкрепляет тот факт, что байкальская нерпа - близкий родственник нерпы кольчатой, живущей в Ледовитом океане. |
(начало)
Как нерпа появилась на Байкале? Байкальская нерпа - единственное млекопитающее озера Байкал, один из трех пресноводных тюленей, обитающих в мире. Она эндемик Байкала и нигде больше не встречается. Как появилась нерпа в Байкале, никто не знает, и эта тайна, как водится, породила легенды. Старики еще помнят предания о том, что между Ледовитым океаном и Байкалом есть канал: «Он никогда не убывает, потому что его всегда из-под земли вода подпирает, а та вода, говорят, с Ледовитым океаном в родне живет. |
(продолжение)
Лет через триста или четыреста, как буряты пришли сюда, жить стало скуднее и тесно. Начали они искать новые земли за Байкалом. Такие земли, еще более богатые для скотоводства, буряты нашли в Баргузине, Тунке и в других местах. Род за родом потянулись они на новые земли. Здесь они встретились с тунгусами. Не понравилось тунгусам, что на их земли пришел чужой народ, но после ссоры с бурятами они помирились и стали жить вместе: буряты в степях, а тунгусы — в тайге. После того как с запада пришли сюда буряты, начали двигаться в эти же места разные роды бурят из Монголии. Они заняли хоринские степи по среднему течению Селенги, Джиды и Темника. Многие предки нынешних бурят поселились здесь, когда русские уже тут обжились, выросли большие деревни. Было это 200—250 лет тому назад. Особенно много бурят пришло в Тунку из Монголии. |
(продолжение)
Услышали за Енисеем, что в этих местах жить привольно, стали оттуда из года в год новые рода приходить. Так оно и тянулось сотнями лет, пока вся земля до самого Байкала вместе с островом Ольхоном не была занята бурятами. Зажили тут буряты не то, что жили на западе. Богатства оказались несметные, трава здесь для скота росла выше коня, соболи и белки около юрт ходили, рыбу руками можно было ловить. Об этих местах буряты стали сказки складывать и легенды рассказывать. Слух о богатстве края разнесся повсюду. Бурят стало тут так много, что юрты их по всем степям стали расти, как грибы, стада начали смешиваться, табуны коней разных родов перепутывались. Зверей поубавилось в тайге, рыба поразошлась по уловам. |
(начало)
О заселении бурятами Восточной Сибири До прихода русских в Сибири жило много разных народов. Но, как раньше рассказывали старики, в памяти остались только такие народы, как чудь и баргуты. Они на этой земле жили давно, потом поизвились. После них сюда прикочевали тунгусы. Жили они тут сотни лет и других народов на этой земле не знали. Сот семь-восемь лет тому назад к Байкалу начали кочевать буряты. Селились они около богатых рыбой рек, недалеко от тайги, рядом со степями. Почему они бежали с запада, говорят, с Алтая, никто не знает. Видно, князья их там прижимали, а может, что другое было, трудно сказать. Только когда буряты пришли к Ангаре и поселились между ней и Енисеем, понравились им эти места и зажили они здесь в свое приволье. |
(продолжение)
Только раньше их было много. Таким жаром начала дышать Земля в том месте, где теперь Саяны. Выбросила из себя Земля столько разных камней, железа, золота, что все это взгромоздилось в такую гору, которую теперь и за месяц не обойдешь. Сначала вся эта гора была горячей, но потом остыла, да так остыла от ветров, что вся покрылась вечным льдом. А внизу, под Саянами, когда они застыли, началась жизнь. С верхушек холод донизу не доходил, его уносил ветер. Между горами образовалась долина, в ней стало тепло - ни жарко, ни холодно. При таком тепле начал расти лес, а потом в нем появились звери. Когда люди узнали, что в этих метах можно жить, они пришли сюда, поселились, так до наших дней и живут. И что тут было между людьми, как они раньше жили, - одни Саяны знают. Только человек полюбил Саяны и рассказывает о них больше, чем о себе. |
(продолжение)
Ведь не человек же их поставил, не бог же их сотворил, а было, видно, такое время, что вся природа, весь мир над созданием гор работали. Было то дело в такую пору, когда людей на свете не было, лес не рос, звери не бегали и птицы не летали. Ничего еще этого на Земле не было, и она еще сама не знала, что на ней будет. До появления гор вся Земля во льду лежала, было его столько много, что если бы он весь растаял сразу, то земля бы покрылась водой выше, чем теперь Саяны поднимаются. Но природа так не хотела, и оттого так не получилось. Лед таял помаленьку, вода испарялась и поднималась кверху. На Земле осталось столько воды, сколько надо было, чтобы она не растрепалась от горячего солнца. Когда лед растаял, Земля стала ровной, как ладонь. Стояла так Земля много сот лет, а солнце ее все грело и грело. Наконец она так прогрелась, что весь жар в себе удержать не могла. Земля стала извергать из себя жар, ну так, как сейчас вулканы работают. |
КАК НА ЗЕМЛЕ ГОРЫ ПОЯВИЛИСЬ
Кто на свете не слыхал о наших высоких Саянах? Стоят они зимой и летом белее снега, красивее разукрашенных дворцов с позолоченными дверями, окнами и крышами. Осветит Саяны солнце, тогда можешь на них любоваться целыми днями. Глаз не оторвешь от них, когда они блестят такими цветами, которых нигде не отыщешь. Ни человек, ни какая другая сила, кроме самой природы, не может создать такой красоты. Долго, видать, природа работала, прежде чем вылила такую громадину. Поднимаются Саны до самого неба, и нет еще человека, который прошел бы их по вершине вдоль и поперек. Вот, когда полюбуется человек на Саяны, тогда ему в голову и приходят разные мысли: как же Саяны произошли, откуда они взялись? |
(продолжение)
Только поселились буряты в долине, они узнали, что по реке Ине можно добывать золото. Один тунгус знал, где это золото, и показал. Но бурятам показалось, что мыть золото — дело для них несподручное, они не стали его добывать, а занялись скотом. Вскоре у бурят долины столько скота развелось, что все луга от него чернели. Когда другие буряты с Ангары прикочевали в Баргузин, то эта долина была уже занята и буряты в ней жили шибко богато. Богатых бурят в долине называли баянгольцами, а саму долину — Баянгол. По-бурятски баянголом зовут богатую долину, которая тянется по берегам рек. Русские тоже знали, что богатых по-бурятски зовут "баян", а долину — "голом". Так богатая долина и прозвалась "Баянголом". |
(продолжение)
Ту долину никогда не заливало водой, круглый год скот мог пастись на высоких лугах. Главное, в этой долине никогда не выпадал глубокий снег. Прикочевавшие буряты выбрали для своего поселения именно это место. Тут для скотоводства было полное раздолье. Кроме богатых степей, в долине были хорошие места для охоты, недалеко было много озер с разной птицей и рыбой. К востоку от долины тянулась богатая тайга, зверя в ней было так много, что охотники за один год наживались так богато, что могли на другой год не охотиться. |
Как произошло название "Баянгол"
Лет двести или больше назад по вершине Баргузина жили баргуты и тунгусы. Тогда в тех местах, кроме них, никого не было. Буряты в то время жили за Ангарой и Леной. Когда у бурят там стало неспокойно, они начали кочевать к реке Баргузин. Переплыв со стороны Иркутска около Святого Носа Байкал, буряты вышли на Улюн, а потом перебрались через реку Баргузин и попали в большую долину. Та долина около Ины была самой богатой землей. На ней росли такие травы, что они были для скота лучше хлеба. |
(продолжение)
На том месте, где упало сердце, сразу же появилась вода, она стала разливаться, и народ начал отступать к горам, чтобы не утонуть. Долго разливалась вода, и разошлась она до самых гор. Сразу жизнь вокруг моря изменилась, обрадовался народ. Долго он придумывал имя тому морю, которое от сердца странника образовалось, но придумать не мог. А море становилось все шире и шире. Как задышит оно богатырской силой, как все выбросит из себя, так вода становится чистой, как правда того странника. Ожила вся природа вокруг моря, расплодились звери и птицы, народ стал ловить рыбу, разводить скот. Влаги стало много, деревья росли до самого неба, скалы - и те покрылись густой зеленью. А потом народ вспомнил доброго странника и назвал море по имени его брошенного сердца Байкалом. С тех пор никто не изменял того имени, и все народы начали называть наше море Байкалом. |
(продолжение)
Послушал их странник и говорит: "Вернитесь назад, обманули вас слухи". Недобрые люди, видать, вас в дорогу подняли. Нет такой страны, где бы все готовое ели. Много ли времени шел народ обратно к Саянам, никто не знает, но пришел он на свои старые места. Пришел и снова начал там жить. А воды все нет и нет. Стали люди странника ругать да бранить: обманул, дескать, нас. Сейчас идти куда-нибудь, так сил не соберешь. Вывел странник народ в лесную долину между гор и сказал: "Вот здесь будет вода". Сам стал, крепко уперся ногами в землю, вынул из своей груди сердце и бросил его с силой на землю. Только и услышал народ, что сказал он: "Байкал", видно, это значило "сердце". |
СЕРДЦЕ СТРАННИКА
С тех пор как люди появились около Саян, прошло много тысячелетий. Байкала еще тогда тут не было, и все люди страдали от нехватки воды. Страдали, страдали люди и начали кочевать от этих гор в долины, где реки текут, и вся жизнь по-другому идет, где нет зимы, и люди питаются плодами. Собрался народ и пошел. Долго ли шел тот народ, никто про то не ведает, но только дорогой встретил он одного странника с посошком и небольшой котомкой за плечами. Остановил он народ и спрашивает: "Куда путь-дорогу, люди добрые, держите?" Те рассказали ему о своих бедствиях, что жить дальше там нельзя, что пошли они в теплые страны искать место, где земля все сама родит. |
Странный вопрос, Александр, Байкал просто так не откроет свои тайны.
И учены мужам ,неподвластно объяснить,многие загадки таинсвенного озера. |
То, что озеро Байкал – самый большой естественный резервуар пресной воды на нашей планете, знает каждый школьник. Зато ни один ученый еще полностью не разгадал его тайн.
Историки говорят, что великий Чингисхан избрал это место для своей усыпальницы. Гидрологи ищут причины странного свечения на дне этого самого глубокого из озёр. Зоологи ищут в его водах доживших до наших дней древних животных. Уфологи утверждают, что именно на этим озером постоянно кружат НЛО. А тысячи шаманов приезжают на его берега со всего света – они считают Байкал лучшим местом для проведения шаманских практик. В какие свои тайны позволит проникнуть таинственное озеро? |
Текущее время: 11:49. Часовой пояс GMT. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot